Итоги съезда Республиканской партии США

Ирина Лагунина: В городе Сент-Пол, штат Миннесота, в четверг завершился национальный съезд Республиканской партии. Делегаты утвердили кандидатами в президенты и вице-президенты сенатора Джона Маккейна и губернатора Аляски Сэру Пэйлин. Финальным событием съеда стала программная речь кандидата. С подробностями Владимир Абаринов.



Владимир Абаринов: В отличие от демократов республиканцы определились со своим кандидатом задолго до съезда: у них более простая система первичных выборов, и Джон Маккейн обеспечил себе партийную номинацию еще в начале марта. Тем не менее, национальный съезд – это всегда большое событие в жизни партии. Его задача, помимо формального утверждения кандидата, - продемонстрировать политическую состоятельность партии, ее способность видеть и решать ключевые проблемы страны. Главная отличительная черта этого съезда – это настойчивые попытки выйти за рамки партийности, завоевать симпатии избирателей, которые не ассоциируют себя ни с какой партией. В некотором роде сенсацией съезда стало появление на его трибуне сенатора Джо Либермана. Еще недавно он был видным членом Демократической партии, но два года назад объявил себя независимым членом Сената.



Джо Либерман: Изо дня в день повсюду в нашей стране миллионы наших сограждан сталкиваются с большими и реальными проблемами. Они тревожатся, что могут потерять свои дома, свою работу, свой бизнес. Их беспокоят чрезмерные цены на бензин и на медицинскую страховку. И их волнуют угрозы, исходящие от наших врагов за границей. Но когда они смотрят на Вашингтон, они слишком часто не видят, чтобы наши лидеры собирались вместе, чтобы сообща взяться за решение этих проблем. Вместо этого они видят, как демократы и республиканцы борются друг с другом вместо того, чтобы бороться за интересы американского народа. Нет нужды говорить вам о том, что благословением этой страны было поколение отцов-основателей, которые предвидели опасность бессмысленных межпартийных распрей. Наш первый президент Джордж Вашингтон в своем прощальном послании предупреждал, что партийный дух может оказаться злейшим врагом нашей демократии и ослабит способность правительства исполнять свои обязанности. Полагаю, сегодня мы можем сказать, что президент Вашингтон был совершенно прав. Обстановка в городе, который носит его имя, представляет собой воплощение его худшего кошмара. Вот почему я сегодня нахожусь здесь. Что я, демократ, делаю на съезде республиканцев? Я здесь для того, чтобы поддержать Джона Маккейна, потому что страна значит больше, чем партия. Я здесь по простой причине. Джон Макейн – наилучший выбор для того, чтобы сплотить нашу страну и повести ее вперед. Дорогие друзья, я здесь потому, что вся жизнь Джона Маккейна служит подтверждением великой истины. Быть демократом или республиканцем важно, но гораздо важнее быть американцем.



Владимир Абаринов: Бывший мэр Нью-Йорка Руди Джулиани участвовал в президентских выборах этого года и считался фаворитом, но избиратели решили иначе – уже в январе Джулиани сошел с дистанции и вскоре поддержал Маккейна.



Руди Джулиани: Каждые четыре года нам говорят, что эти выборы самые важные на нашем веку. В этом году, учитывая, каковы ставки, действительно самые важные выборы за всю нашу жизнь, и хорошо бы нам не ошибиться. Мы, народ, граждане Соединенных Штатов, должны выбрать нашего следующего президента. Не левая пресса, не голливудские звезды, не кто-то еще, а мы, народ Америки.



Владимир Абаринов: Свою речь на съезде Руди Джулиани построил на противопоставлении двух кандидатов.



Руди Джулиани: Тем американцам, которые все еще разрываются между двумя кандидатами, я хочу предложить способ, который поможет им сделать выбор. Представьте себе, что вы работодатель, и вам нужен человек на важную должность - от него будет зависеть безопасность вашей семьи. Перед вами два резюме. Оба претендента – хорошие люди, патриоты, но у них очень разный жизненный путь. Один из них посвятил всю свою жизнь службе Соединенным Штатам. Он не раз прошел испытания кризисом. Он выдержал эти испытания. Даже его противники признают, что Джон Маккейн – настоящий американский герой. Он любит Америку, как и все мы, но он приносил ей жертвы, а это делали немногие. Молодым человеком он поступил в Вооруженные силы. Он стал пилотом истребителя. Он выполнял боевое задание в небе над Ханоем и был сбит. Его пытали в лагере военнопленных. Но он отказался от предложения освободить его, потому что руководствовался чем-то большим, чем собственный интерес, и это «что-то» - интересы Соединенных Штатов Америки. Америка прежде всего!


Он доказал свою приверженность этому принципу кровью. Он вернулся домой национальным героем. Он заслужил тихую, спокойную жизнь. Но долг общественного служения призвал его снова, и он пошел на выборы в Конгресс как рядовой солдат революции Рейгана. Он никогда не отказывался от своей независимости. Он противостоял своекорыстным групповым интересам. Он боролся за бюджетную дисциплину, за повышенные стандарты этики для законодателей, за сильные Вооруженные силы. Таков первый претендент на должность.


Резюме другого гласит, что это одаренный человек. Он закончил первоклассный университет. Он работал общественным организатором. Здесь, пожалуй, первая заковырка. Он работал общественным организатором. Он был тесно связан с политической машиной Чикаго. Затем он участвовал в выборах в легислатуру штата, и был избран. И потом почти 130 раз он не мог принять никакого решения. Он не мог решить, голосовать ему за или против. Это был слишком сложный выбор для него. Он регистрировался, но не голосовал: «присутствовал», сказано в протоколе. Когда я был мэром Нью-Йорка, я даже не знал, что существует такая форма голосования. Сэра Пэйлин никогда не голосовала «присутствовала» в бытность мэром или губернатором. Ты не можешь просто присутствовать, когда ты работаешь в исполнительной власти. Ты должен принимать решения. Спустя несколько лет он пошел на выборы в Сенат США. Бóльшую часть времени он был звездой Сената – он не проявил себя как лидер или автор законопроекта, о котором стоило бы говорить. Его взлет – это то, что случается только в Америке. Но он никогда не руководил ни городом, ни штатом, ни частным бизнесом, никогда не командовал никаким воинским подразделением, никогда не возглавлял людей в момент кризиса. Он самый неопытный кандидат в президенты Соединенных Штатов как минимум за последние сто лет. Это не личные нападки, это констатация факта. Барак Обама никогда не руководил ничем!



Владимир Абаринов: Как в высшей степени удачную оценили комментаторы речь кандидата в вице-президенты Сэры Пэйлин.



Сэра Пэйлин: Я принимаю предложение помочь нашему кандидату в президенты служить Америке и защищать ее, и я принимаю вызов. Нам предстоит на этих выборах жесткая борьба с уверенными в себе соперниками в решающий момент нашей истории. Я почту за честь работать вместе с человеком, который прошел через суровые испытания и знает, что победа не дается легко – со следующим президентом Соединенных Штатов Джоном Маккейном!


Всего год назад все эксперты в Вашингтоне дружно списали нашего кандидата со счетов, потому что он не стал вилять в вопросе безопасности страны, которую он любит. Со своей обычной самонадеянностью они объявили, что для него все кончено. Что кандидату не на что надеяться, если он предпочитает проиграть на выборах, чем допустить, чтобы его страна проиграла войну. Но эти эксперты упустили из виду одну вещь. Они не учли масштаб личности, целеустремленность, решительность и беспредельную смелость сенатора Джона Маккейна.



Владимир Абаринов: Поскольку из стана демократов раздавались скептические мнения о губернаторе Пэйлин – дескать, она была мэром городишка с населением всего семь тысяч человек – Пэйлин сочла нужным ответить на эти выпады, сравнив свою работу с работой Барака Обамы.



Сэра Пэйлин: До того, как я стала губернатором замечательного штата Аляска, я была мэром своего родного города. И поскольку наши соперники, кажется, смотрят свысока на эту мою работу, позволю себе объяснить им, в чем заключается эта работа. Я думаю, мэр маленького городка – это что-то вроде общественного организатора, только на этой работе ты несешь реальную ответственность.



Владимир Абаринов: По словам Сэры Пэйлин, ее не волнуют оценки профессиональных комментаторов – ее волнует мнение граждан.



Сэра Пэйлин: Я не вхожу в круг политической элиты. За последние несколько дней я узнала, что если ты не член вашингтонской элиты, пресса считает тебя неподходящим кандидатом по одной этой причине. Но у меня есть для этих репортеров небольшая новость: я иду в Вашингтон не для того, чтобы понравиться вам. Я иду в Вашингтон, чтобы служить народу этой великой страны.



Владимир Абаринов: В выступлении Сары Пэйлин нашлось место и для России.



Сэра Пэйлин: Когда цены на нефть и газ резко подскочили, я вернула значительную часть этих доходов тому, кому они принадлежат – народу Аляски. И невзирая на отчаянное сопротивление нефтяных лоббистов, которым нравилось прежнее положение вещей, мы покончили с их монополией на власть и ресурсы. По праву губернатора я настояла на реальной конкуренции, чтобы положить конец их власти в нашем штате и вернуть контроль народу.


Я боролась за осуществление крупнейшего в истории Северной Америки частного проекта по сооружению инфраструктуры. И когда сделка была заключена, мы начали строить газопровод сметной стоимостью почти 40 миллиардов долларов, чтобы помочь Америке добиться энергетической независимости. Ставки для нашей страны просто не могут быть выше. Когда тропический ураган снова придет в Мексиканский залив, эта страна не должна быть настолько зависима от импорта нефти, чтобы тратить свой стратегический нефтяной резерв. Американцы просто не могут тратить все большую часть своей зарплаты на газ и отопление. В то время, когда Россия хочет контролировать жизненно важный трубопровод на Кавказе, когда она раскалывает и запугивает наших европейских союзников, пользуясь энергоносителями как оружием, мы не можем отдать самих себя на милость иностранных поставщиков.



Владимир Абаринов: Сенатор Маккейн начал с того, что пообещал решать проблемы, а не откладывать решения на будущее.



Джон Маккейн: У меня нет привычки не держать слово, которое я дал своей стране. Нет такой привычки и у губернатора Пэйлин. И когда мы говорим вам, что мы намерены изменить Вашингтон и не оставлять нерешенные проблемы следующим поколениям, вы можете положиться на эти слова. Наши послужные списки подтверждают, что мы делали именно это, и что у нас хватит стойкости, опыта, здравого смысла и характера, чтобы сдержать свое слово.



Владимир Абаринов: Джон Маккейн изложил свою программу так, что под ней мог бы подписаться любой американец независимо от партийной принадлежности.



Джон Маккейн: Мы верим в низкие налоги, бюджетную дисциплину и свободный рынок. Мы верим в то, что труд и готовность идти на риск заслуживают вознаграждения, и что люди должны пользоваться плодами своего труда. Мы верим в сильную оборону, в труд, веру, служение обществу, личную ответственность, власть закона, в то, что судьи должны судить беспристрастно, а не выдумывать законы. Мы верим в ценности семьи, добрососедства и взаимопомощи. Мы верим в правительство, которое дает волю творчеству и инициативе американцев, в правительство, которое не делает выбор за вас, а работает ради того, чтобы у вас был более широкий выбор.



Владимир Абаринов: По словам Маккейна, кандидат демократов Барак Обама – его полная противоположность.



Джон Маккейн: Я сохраню налоги низкими и сокращу их там, где смогу. Мой соперник увеличит налоги. Я открою новые рынки для наших товаров и услуг. Мой соперник закроет уже имеющиеся. Я сокращу расходы правительства. Мой соперник повысит их. Мой налоговый план создаст новые рабочие места. План моего оппонента ликвидирует уже существующие. Мой план медицинского страхования облегчит американцам доступ к хорошей медицинской страховке. Его план заставит малый бизнес сокращать рабочие места, понижать зарплату и вынудит американцев обращаться к государственной системе страхования, где между вами и вашим врачом стоит бюрократ.



Владимир Абаринов: Наконец, Джон Маккейн перечислил внешние угрозы безопасности США, не забыв и о России.



Джон Маккейн: Сегодня добиться того, чтобы мир стал лучше, все еще реально. Но мы должны ясно видеть угрозы нашего времени и встречать их лицом к лицу, как это делали американцы до нас, с уверенностью, мудростью и решительностью. В последние годы мы нанесли серьезный удар по «Аль-Каиде», но она не уничтожена и атакует нас снова, если сможет. Иран остается главным спонсором терроризма и находится на пути к обладанию ядерным оружием. Лидеры России, разбогатевшие на нефти и развращенные властью, отвергли демократические идеалы и обязательства ответственного правительства. Они вторглись в маленькое демократическое соседнее государство для того, чтобы расширить свой контроль над мировыми ресурсами нефти, запугать соседей и удовлетворить свои амбиции по восстановлению Российской империи. Отважному народу Грузии нужны наша солидарность и наши молитвы. Став президентом, я буду работать над тем, чтобы установить хорошие отношения с Россией, чтобы у нас не было оснований бояться возвращения «холодной войны». Но мы не можем закрывать глаза на агрессию и беззаконие, угрожающие миру и стабильности и безопасности американского народа. Мы сталкиваемся со многими угрозами в этом опасном мире, но я не боюсь их. Я готов к ним.



Владимир Абаринов: После партийных съездов президентский марафон вышел на финишную прямую. Кандидатам теперь предстоит серия теледебатов. Именно в ходе этой публичной дискуссии определится следующий президент США.