Россияне о кавказской войне. Алексей Кириенко, заместитель председателя правления «Национальной Страховой Группы»

Алексей Кириенко: Ситуация зрела давно. Очень жаль, что она вылилась в решение силовыми методами, фактически в войну. Это вызывает только сожаление. Война вообще не вызывает никаких симпатий, а любые проблемы, тем более такие сложные национальные, как на Кавказе, с такой большой плотностью народов, с их перемешанностью, ни в коем случае нельзя решать грубо, танками. Да, конечно, ангажированность политических фигур, задействованных в этом конфликте, налицо, но все-таки, на мой взгляд, решать вопрос надо было бы политическими методами. Хотя я понимаю, что, возможно, для России в данном случае, точнее, для Осетии не осталось другого способа, как защищаться уже военными мерами.

Вероника Боде: Кто, на ваш взгляд, прав в этом конфликте и кто не прав?


Алексей Кириенко: Я думаю, в этом конфликте нет правых. Есть, может быть, несдержанные, может быть, применившие излишние жесткие меры, но я считаю, что в первую очередь здесь недоработка политиков. Не правы здесь политики, допустившие гибель достаточно большого числа невинных, мирных людей, которым, в общем-то, эта война, этот передел территорий никак не были нужны - уж точно.


Вероника Боде: Каков, на ваш взгляд, может быть выход из ситуации?


Алексей Кириенко: Выход уже очень затруднителен. Наверное, все-таки независимость кавказских республик на сегодняшний день выглядит наиболее адекватным решением, по крайней мере, опираясь на ту информацию, которую я вижу из российского телевидения и немножко смотря иностранное телевидение спутниковое. Все-таки вряд ли удастся сохранить территориальную целостность Грузии, как бы это на сегодняшний день ни хотелось грузинским властям.


Вероника Боде: Вы смотрели и российское, и зарубежное телевидение. Какая картина вам представляется наиболее адекватной?


Алексей Кириенко: А вот боюсь, что ее нет. Дело в том, что очень часто под одной и той же картинкой (видно, что камера стоит с одного места, едет один и тот же танк, на нем сидит один и тот же человек с автоматом) идут совершенно разные комментарии, причем с каждой стороны они достаточно правильные. С нашей стороны «идет защита мирных жителей Осетии», а для западного обывателя идет комментарий о «нарушении территориальной целостности Грузии».


Вероника Боде: А что касается фактов?


Алексей Кириенко: Зная прекрасно этот регион, зная его особенности в виде гор, холмов, - обратите внимание, никто не показал общего вида, как нам сказали, Цхинвала, стертого с лица земли, полностью разрушенного города. Обратите внимание: все репортажи идут на фоне сгоревших двух окошек, сквозной дырки от снаряда. Вспомните даже кадры Чечни, где были полностью уничтоженные кварталы. Вот я не видел, честно говоря, таких ужасов, как нам рассказывали. Мне кажется, и наше телевидение, и западное сгущает краски, но каждый - в свою сторону.


Вероника Боде: Как может дальше развиваться ситуация?


Алексей Кириенко: Я надеюсь, что сделают все, в первую очередь грузинский народ: нужна ли ему была эта война и нужно ли было ему такое правительство. Но это может решаться только путем выборов, и люди должны сами давать оценку тому, что произошло в их стране.


Вероника Боде: Как вы оцениваете позицию России в этом конфликте?


Алексей Кириенко: Мы, к сожалению, не можем никак освободиться от национального шовинизма такого большого покровителя всех республик. Конечно, хочется обеспечить свою безопасность, России крайне невыгодно расширение НАТО, - это все понятно. Но надо признать, что бывшие республики Союза ушли и идут своим путем, и вернуть их в эту, как говорили раньше, дружную семью народов вряд ли уже получится.