Николя Саркози провел переговоры с руководством Грузии

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Георгий Кобаладзе.



Андрей Шарый: Сегодня довольно много новостей о кавказском урегулировании из разных европейских столиц. В Тбилиси после завершения переговоров в Москве и согласования с Дмитрием Медведевым некоторых позиций по урегулированию на Кавказе минувшей ночью прибыл президент Европейского союза Николя Саркози, представитель руководства ЕС Жозе Мануэл Баррозу и Хавьер Солана. "Любое соглашение об урегулировании российско-грузинского конфликта должно уважать территориальную целостность Грузии", - заявил после переговоров в Грузии президент страны Михаил Саакашвили. Однако фактическое положение дел в Закавказье сейчас, как считает большинство политологов, исключает такую ситуацию. Саакашвили назвал, тем не менее, шагов вперед новые договоренности об урегулировании конфликта, которые были достигнуты европейской делегацией на переговорах с президентом России.



Георгий Кобаладзе: Европейские лидеры прилетели в Тбилиси в 23 часа по местному времени и сразу же направились в так называемый Национальный дворец, то есть новую резиденцию президента Саакашвили. Уже через полтора часа на лужайке перед дворцом состоялась пресс-конференция. Президент Грузии назвал французского президента «сильным, принципиальным и мужественным человеком», он несколько раз подчеркнул, что достижение в Москве договоренности о выводе российских войск хотя бы из «буферных зон» вокруг Абхазии и Южной Осетии, а также портового города Поти - во многом заслуга лично президента Саркози. Михаил Саакашвили навал визит европейских лидеров «историческим». По словам президента, соглашение, которое он подписал, подразумевает вывод российских войск и начало расследования фактов этнических чисток грузинского населения. При этом он подчеркнул, что Грузия никогда не смирится с потерей Абхазии и Южной Осетии, но намерена решать все проблемы мирно.


Саакашвили сообщил, что передал европейским гостям «доказательства того, что Грузия лишь реагировала на действия России, которая начала вводить военную технику в Южную Осетию до, а не после ночных событий 8 августа», то сеть начала штурма Цхинвали. Цитирую: «Если и были к нам какие то вопросы по началу боевых действий, то в результате доказательств, собранных нашими спецслужбами, все эти вопросы сняты. Я передал материалы Саркози - пусть европейцы их тщательно проверят». По всей видимости, эта фраза президента была адресована тем в Грузии, кто все громче заявляет о вине именно грузинского президента в развязывании войны.


Депутат парламента от правящей партии Петре Мамрадзе категорически не согласен с такой точкой зрения.



Петре Мамрадзе: Я хочу подчеркнуть благодарность, что честные и мужественные российские эксперты, они все в один голос утверждают, что решение оккупировать Грузию российским командованием и высшим политическим руководством было принято еще в апреле текущего года. Именно тогда определилась даже дата - не позднее второй половины августа - так решили, потому что потом погода портится. И вот поэтому были проведены все эти масштабные учения, военные, вот эта железная дорога в Абхазии, по которой, конечно, потом сотни танков зашли в Грузию. Все это было подготовлено. После этого начались такие же массовые провокации, и Кокойты заявил, что он этнически вычистит весь регион - Южную Осетию, и приступил к этому. И вот на этом фоне возникло скопление танковых и других войск на границе с Грузией, и они вошли в Рокский тоннель. Вчера еще президент Саакашвили заявил: "Мы располагаем самыми точными данными о движениях российских военных группировок".



Георгий Кобаладзе: По версии официального Тбилиси, незадолго до начала боевых действий югоосетинские власти эвакуировали из региона все осетинское мирное население - женщин, детей, стариков. Грузинская сторона этого не делала, поскольку к войне не готовилась. Затем осетинские формирования начали методично обстреливать из Цхинвали грузинские села, прилегающие к городу, рассчитывая именно на то, что грузинская сторона наконец не сможет сдержаться и начнет штурм. Военная операция, по этой версии, началась после того, как огнем артиллерии из Цхинвали было почти полностью разрушено грузинское село Авневи. Только после этого, утверждают грузинские военные, они начали артиллерийский обстрел и штурм города.


Кстати, военная операция грузинской армии в Южной Осетии называлась не «Чистое поле», как утверждал президент Медведев на совместной пресс-конференции с канцлером ФРГ Ангелой Меркель, а «Священная поле». Это к вопросу о точности перевода.