Джаз на Свободе №19. Мел Торме и Санни Роллинс

Его профессиональной кличкой была Velvet Fog - «Бархатный туман». Ди-джей нью-йоркского клуба «Капакабана» одарил его этим бархатом, но кличка ему не подходила и, со свойственным ему язвительным юмором, он переделал ее на «This Velvet Frog… Voice» - «Этот бархатный.. лягушачий голос»..У микрофона свингующей Свободы, ваш ДС и ваш же – «Джаз на Свободе!» Как бы его не называли критики и поклонники, его голос вы узнаете сразу:



  • I've Got the World on a String


ДС: - I've Got the World on a String, «Я держу мир на ниточке…» Мэлвин Хоуард Тормэ, Мэл Тормэ, впервые попробовавший голосовые связки в чикагском родильном доме – 13 сентября 1925 года. Песня Арлена и Кёхлера:



«Я сижу на радуге и держу мир на ниточке,


Ниточка намотана на палец:


Что за мир! Что за жизнь!


А всё потому, что я влюблен…»



Всесилие влюбленных… Все зависит, конечно, от прочности радуги..



В четыре он выступал по радио, в девять – играл в кино, в пятнадцать он был композитором-песенником. Для нас он певец-крунер прежде всего, и уж потом: пианист, ударник, композитор, телеведущий, киноактер и писатель…


Фамилия семьи Тормэ на самом деле была ТормА; родители Мэла были еврейскими иммигрантами из России, поселившимися в Чикаго.



Итак, в четыре года он пел вместе с Coon-Sanders Orchestra – «Ты сводишь меня с ума» - You’re driving me crazy. С 33 по 41 год он выступал в радио-сериале «ВсеАмериканский Мальчишка» - All-American Boy. В 13 лет он сочинил свою первую песню; через три года его песня «Жалоба, плачь, любви», Lament of Love… стали хитом в исполнении Харри Джеймса. Все еще подростком он пел, аранжировал музыку и был ударником в оркестре Чико Маркса, Братьев-Маркс…



  • Love Me or Leave Me


ДС: - Love Me or Leave Me, «Люби меня или оставь меня», слова Гаса Кана, музыка Уолтэра дОнальдсона – из бродвейского мьюзикала 28 года «Whoopee!». К сожалению ирландская фирма звукозаписи Mandarim Records, выпустившая Мэла Тормэ в коллекции «100 лет джазу», до сих пор засекречивает все остальные данные о записях…



Слава пришла к Тормэ вместе с успехом музыкальной комедии «Хорошие новости», Good News, 47 год. В том же году он собрал свою вокальную группу – Mel Torme and his Mel-Tones. Это была первая вокальная джазовая группа. Mel-Tones проложили путь для таких вокальных ансамблей, как Hi-Lo’s, The Four Freshmen и, позднее, The Manhatten Transfer.



В 48 году Тормэ начал выступать соло. Успех его был стремителен и сравним лишь с лидерством сладкогласых крунеров эпохи: Бингом Крозби, Дином Мартином, Нэт-Кинг-Коулом и Фрэнком Синатрой… …. Сам же Тормэ говорил, что его идеалом в вокале была и остается - Элла Фитцджералд. И он был вполне способен, как и Элла, петь великолепным скэтом… В более поздние времена Мэл Тормэ прославился своими дуэтами со слепым пианистом Джорджем Ширингом. Но он не забывал и свою вторую страсть – ударные. Он даже купил ударную установку Джина Крупа и в поздние годы (в 79 году) выступил в составе оркестра Бенни Гудмэна на чикагском фестивале со знаменитым номером Крупа-ударника: «Sing, Sing, Sing…»…



Взрыв интереса к рок-н-роллу в пятидесятых был драмой для всех джазменов, без исключения. Музыканты, даже знаменитые, оказались на мели… Мэл Тормэ, у которого был небольшой самолет, даже подумывал стать профессиональным пилотом – работы не было!



  • Lulu's Back in Town


ДС: - Lulu's Back in Town, «Лулу вернулась в город», Харри Уорэна. Мэл Тормэ и оркестр Марти Луиса Пэйча. 20 января 56 года, Лос-Анджелес.



Но оставим Мэла Тормэ, про которого королева блюза, Эthэл Уотэрс сказала: «Тормэ – единственный белый певец, поющий душою афроамериканца…»



В нашем календаре еще одна дата:



  • A Nightingale Sang in Berkeley Square


ДС: - A Nightingale Sang in Berkeley Square, «Соловей пел в сквере Бёркли», Шапиро и Бёрнстайна. Санни Роллинсу только исполнилось 78 лет!


«Соловья» своего он записал три года назад с Клифтоном Эндэрсоном – тромбон; СтЕфэном Скоттом - рояль; Бобом Крэншоу – контрабас и Кимати Динизулу – перкашн. В прошлом году Санни Роллинс, который играет все с той же невероятной мощью, яростью и напором, получил в Стокгольме Polar Music Prize. В сентябре прошлого года в Кэрнэги Холле он отметил пятидесятилетие своего первого концерта в этом нью-йоркском храме музыки.



Подкаст «Джаза на Свободе» ждет вас на сайте svoboda.new.ru. Всех благ и до следующей встречи в эфире! Чао. Бай-бай!. Всех благ и до следующей встречи в эфире! Чао. Бай-бай!