Проблема шума в больших городах становится все более острой

Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.



Михаил Саленков: Проблема шума в больших городах становится все более острой. Эксперты говорят, что в Петербурге уровень шума превышает предельно допустимые нормы на 50 процентов. В петербургском научном центре Российской Академии наук была представлена городская концепция снижения уровня шума на территории города.



Татьяна Вольтская: Специалисты считают, что шум является одним из самых серьезных экологических загрязнений современных городов. Президент Восточно-Европейской ассоциации акустиков Эрнст Мышинский указывает, что увеличение шума на 10 децибел приводит к возрастанию общих заболеваний на 20-30 процентов, а сердечных и нервных заболевании - в 1,5-2 раза. По данным австрийских исследователей, шум в больших городах сокращает продолжительность жизни человека на 8-12 лет. Недавно в Петербурге была создана карта шума, соответствующая требованиям Евросоюза. Оказалось, что Петербург занимает 4-е место в Европе по количеству промышленных производств и 8-е место в списке самых тихих городов мира. Тем не менее, с каждым годом город становится все более шумным. За последнее время средний уровень шума, производимый транспортом, увеличился на 12-14 децибел, и этот показатель в среднем увеличивается на оживленных магистралях на 1 децибел в год. В городе появляются все новые дороги и транспортные развязки. Понятно, что это неизбежный процесс, но жители тех улиц, через которые увеличивается поток транспорта, очень страдают. Катастрофическая ситуация, по словам местных жителей, создалась в пригородном поселке Шушары. Говорит жительница поселка Нина Ненкова.



Нина Ненкова: У нас построили развязку 686. Есть Московское шоссе, это федеральная трасса. По действующим СНиПам, дома должны были быть на расстоянии 100 метров . В результате проектная организация сделала расчет, чтобы дома не расселять, а оставить в 40 метрах . Для этого она сделала шумозащитные мероприятия: первое - стеклопакеты с аэроматами, второе - деревья (по крайней мере, запланировала) и третье - щиты. Но это не помогло. Когда замеры стали проводить, все равно превышение уровня шума действует. Мало того, эти аэроматы, которые они поставили, у них гарантия год и они работают только при разнице температур, а нам же нужно проветривать окна. Сразу шум врывается в квартиры, и лично я не проветриваю окна. После того, как сделали развязку 686, у них было в плане Витебский проспект провести до Московского шоссе, это прямо, опять же, напротив, наших домов трехэтажных. Сказали: "Если мы будем реализовывать Витебский проспект, естественно, мы вам расселим". Потом они протащили этот Витебский проспект, сказали, что у вас уже так было, развязка уже построена (хотя это все в комплексе, это вторая очередь - Витебский проспект), и вот так это все осталось.



Татьяна Вольтская: То есть тратиться на расселение людей, чтобы сохранить их здоровье, никто не стал. Между тем, планы комитета по благоустройству и дорожному хозяйству обширны, и Шушары - только одна из проблемных точек. Говорит глава комитета Олег Виролайнен.



Олег Виролайнен: Мы в этом году открываем движение, даем соединительную связь порта с западным скоростным диаметром. Сам западный скоростной диаметр идет дальше. Первая очередь кончается Краснопутиловской улицей. Движение на третий, четвертый район порта через Автомобильную улицу будет осуществляться уже, начиная с ноября этого года.


Работы планируются у нас уже для подключения первого и второго районов большого порта через Лифляндсукую, Трефалево, Калинино, к транзитным магистралям кольцевой дороги и западному диаметру.



Татьяна Вольтская: Западный скоростной диаметр принесет много неприятностей тем, кому выпадет жить вблизи него, все перечисленные улицы, скорее всего, превратятся в болевые точки, считает директор центра экологических экспертиз ЭКОМ Александр Карпов.



Александр Карпов: Резко возросло количество обращений от жителей именно по шумовому загрязнению и борьбе с ним. Все понимают, что поставить экраны по всему городу невозможно. Во многих местах экраны ставить просто некуда, потому что такой вид назначения земельных участков, как размещение шумозащитного озеленения, шумозащитных экранов, просто отсутствует. Поэтому через некоторое время это станет проблемой. У нас не хватает правовых и организационно-правовых решений. На самом деле жителям чаще всего предлагают менять окна. Когда это включается в проект в качестве обеспечительных мер по борьбе с шумом, это противозаконно. Тот, кто проектирует дорогу, он начинает распоряжаться чужой собственностью. Мое окно в моей квартире - это моя собственность.



Татьяна Вольтская: Александр Карпов считает, что надо не защищаться от шума, а предупреждать его возникновение.



Александр Карпов: Если речь идет о машинах, необходимо снижать количество поездок, необходимо применять шумоснижающее асфальтирование, покрытие на улицах. Очень важно разработать и методологическую базу и нормативную базу для того, чтобы за мероприятие по защите от шума или преодоление его последствий отвечал загрязнитель. Великий и справедливый принцип - загрязнитель платит.



Татьяна Вольтская: Эксперты центра ЭКОМ надеются, что в Петербурге будет принята программа по борьбе с шумом, и что она будет не очередным списком мероприятий, а создаст реальные механизмы по мобилизации и бизнеса, и населения, и городских властей для решения этой проблемы.