Для тех, кто после. Памяти Евгения Светланова

Евгений Светланов дебютировал в 1954 году в Большом театре постановкой оперы Римского-Корсакова «Псковитянка»; эта же опера спустя 45 лет стала последней работой Светланова в Большом театре

С 27 сентября по 6 ноября на разных концертных площадках Москвы пройдет фестиваль, посвященный 80-летию и памяти великого дирижера Евгения Светланова.


На открытии в Большом зале Консерватории музыкой Сибелиуса, Равеля и Рахманинова будет дирижировать Владимир Ашкенази, солировать в рахманиновских «Колоколах» будет Сергей Лейферкус. Оба приедут в Москву только ради этого выступления. 7 и 13 октября два состава вокалистов — петербургских и московских — вместе с хоровой капеллой и оркестром «Русская филармония» представят на суд зрителей концертное исполнение на русском языке дивной оперы Делиба «Лакме». Последний раз в Москве она исполнялась в 1946 году, да и во всем мире — это наименование редчайшее. В гала-концерте Большого театра прозвучат фрагменты любимых опер Евгения Светланова, а его собственный двухчастный концерт исполнят Государственный симфонический оркестр и пианист Владимир Овчинников, который много работал с выдающимся Маэстро.


В 1997 году в Большом зале Консерватории Светланов представил программу шлягеров ХХ века (это Гершвин, Бернстайн, Берлин, Леннон), 28 октября она будет повторена в том же зале. В исполнении принимают участие Николай Петров, Александр Градский и Лариса Долина. Роскошное музыкальное приношение Евгению Светланову. В оргкомитет, помимо музыкантов, вошли знаменитые актеры — Василий Лановой и Ирина Купченко. Вот как они говорили о своем друге Евгении Светланове:


Василий Лановой: — У Василия Андреевича Жуковского есть коротенькое замечательное четверостишие: «О милых спутниках, которые наш век своим присутствием животворили, не говори с тоской — их нет, но с благодарностью — были». Вот мне кажется, вся жизнь Евгения Федоровича — это животворение культуры. Он животворно действовал на зрителя, на композиторов, на актеров, с которыми он встречался. Это была замечательная русская душа, вот эта расейская мощь, которая чувствуется в дирижировании особенно русских произведений фантастических, я думаю, что это все от этого бралось, от земли расейской.


Ирина Купченко: — От исполнения Евгения Федоровича хотелось жить. Вот эта сила духа всегда была у Евгения Федоровича личным его качеством характера, вот это жизнелюбие. Не знаю, через десять, через двадцать лет нас не будет, а музыка останется, записи останутся, их будут слушать молодые люди, дети, которые будут приходить на концерты.


Ирина Купченко говорила о Евгении Светланове в совершенно чеховской интонации. Если чуть перефразировать финальный монолог из «Трех сестер», получится: нас забудут, забудут наши лица, голоса и сколько нас было, но музыка наша перейдет в память для тех, кто будет жить после нас.