Вечером 17 сентября 101-й гарнизонный военный суд на выездном заседании в помещении Нижнетагильского гарнизонного военного суда (Свердловская область) завершил рассмотрение уголовного дела по факту гибели в армии рядового Николая Ишимова из Челябинской области.
Солдат погиб 20 августа прошлого года в войсковой части N58612 - его застрелил пьяный прапорщик Владимир Базелев на глазах сослуживцев. Полгода назад суд приговорил Базелева к трем годам и четырем месяцам колонии-поселения. Родители убитого солдата и сотрудники фонда «Право матери» сочли приговор слишком мягким и опротестовали его.
«В этом судебном процессе нам поменяли прокурора. Человек, который в первый раз просил для Базелева очень мягкое наказание, из процесса ушел, и вместо него пришел другой прокурор с более жесткими требованиями. Мы сами удивлены таким результатом, суд выносит приговор: пять лет и восемь месяцев реального лишения свободы. На самом деле, на сегодняшний день в России это один из лучших приговоров по таким преступлениям в армии», - говорит пресс-секретарь фонда «Право матери» Анна Каширцева.
Однако юристы фонда и родные Николая Ишимова не вполне довольны приговором. Они считают, что действия Базелева необходимо было квалифицировать не только по статьям «нарушение устава» и «неосторожное обращение с оружием», но и по статьям «превышение служебных полномочий, повлекшее тяжкие последствия» и «угроза убийством», поскольку Базелев угрожал пистолетом не только Ишимову, но и как минимум еще одному солдату.
«Конечно, это очень мало за такое убийство. Я это называю убийством, другого слова никакого нет. Над ни в чем не повинным детьми так изгаляются в нашей армии! Я не знаю, как после этого еще будут дети в армию ходить. Надо было ему дать гораздо больше», - говорит мама погибшего рядового Любовь Григорьевна.
С момента убийства Николая Ишимова прошло уже больше года, но родители солдата до сих пор не получают положенных им по закону выплат. Из соответствующих социальных служб пришел отказ без указания причин. Сейчас Любовь Григорьевна ждет ответа из Челябинска на повторный запрос. Она отмечает, что большинство чиновников в социальных органах и военкомате отнеслись к ее горю с абсолютной черствостью.
На суде представитель войсковой части, в которой служили Базелев и Ишимов, настаивал на том, что его подразделение не готово выплачивать родным погибшего какую-либо компенсацию. Однако суд постановил взыскать с военных 1 миллион рублей в качестве компенсации морального вреда. На сегодняшний это день максимальная сумма, присуждаемая в России за гибель человека в армии.