День без автомобиля

Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Вероника Боде.



Александр Гостев: 22 сентября отмечается Международный день без машин. Цели акции - снижение зависимости человека от автомобиля и развитие более безопасных и здоровых видов транспорта. В Европе в этот день многие отказываются от личных автомобилей и передвигаются на общественном транспорте, а также на велосипедах или пешком, чтобы привлечь внимание общества к проблеме загрязнения окружающей среды вредными выхлопами.



Вероника Боде: В этом году в акции принимает участие и российская столица. Мосгортранс, Всемирный фонд дикой природы и другие общественные организации призвали москвичей поддержать «День без машин», который проводится 22 сентября во всем мире. Генеральный директор Мосгортранса Петр Иванов сообщил журналистам, что выделяет городу дополнительно 200 автобусов, 100 троллейбусов и 50 трамваев, чтобы москвичи в этом день могли отдать предпочтение общественному транспорту. В таком большом городе, как Москва, общественный транспорт, пожалуй, единственная альтернатива автомобилю, ведь пешком или на велосипеде столичные расстояния преодолевать трудно, да и движение на улицах все-таки очень интенсивное, а специальных велосипедных дорожек практически нет. О смысле акции «День без машин» я попросила рассказать Дмитрия Кокорева, пресс-секретаря общественной организации «Россия без машин».



Дмитрий Кокорев: Акция «День без машин» проводится уже порядка 10 лет по всему миру и имеет цель - привлечь внимание общества к проблеме автомобилизации и засилья автотранспорта на улицах городов, показать, какие города могут быть, если на них нет машин, то есть показать альтернативу.


Безавтомобильный город - это скорее утопия, но мы сейчас говорим о разумном использовании этого транспортного средства и говорим властям о том, что необходимо применять как можно более широко общественный транспорт как альтернативу: велосипедный транспорт, развивать велосипедную инфраструктуру и давать людям возможность, в конце концов, просто ходить пешком и создавать для этого условия, то есть сделать банально даже пешеходные зоны какие-то, зеленые зоны. Если все это в комплексе взять, то и получается город, который удобен, прежде всего, для жизни. Мы говорим о городе, где автомобиль используется в разумных пределах. В данном случае то, что мы сейчас видим в Москве и в других мегаполисах российских, это совершенно неадекватное его использование. И лавинообразный рост вот этого автопарка приводит к тому, что города совершенно становятся неприемлемыми для жизни.



Вероника Боде: А ваша организация занимается какой-то просветительской деятельностью в этом плане, удается вам что-то сделать?



Дмитрий Кокорев: Мы единственное, что можем сейчас реально делать, на что реально влиять, это распространять информацию. Мы сотрудничаем с нашими западными коллегами, с их помощью сайт поддерживаем, информируем тех, кто хочет про это знать, так скажем, людей, которые экологически ответственны, то есть он понимают весь урон, который наносят личные автомобили окружающей среде, и хотя бы один день или сколько-то дней в году не садятся за руль. Понятно, что это не меняет принципиально проблему, это скорее символическое действие, но на самом деле это достаточно много поменяет уже в голове этих людей, они уже делают различие - город без моей машины, какой он.


Загрязнение воздуха - всем известный факт. На 90 процентов примерно в Москве, по официальным данным департамента экологии, загрязняют его выбросы автотранспорта, а отнюдь не заводов. В других городах эти данные чуть меньше, но это дела не меняет. То есть практически все загрязнения воздуха - это машины. Но я бы сказал, что это далеко не самая главная проблема, хотя и самая очевидная, самая явная. Автомобиль потребляет слишком много невозобновимых природных ресурсов - это нефть, металл и так далее, и все это еще очень плохо утилизируется, то есть все эти свалки, растущие горы мусора. И даже это не самая главная проблема. Огромное количество людей, гибнущих на дорогах. И даже это не все. Постоянный стресс, шум, деградация архитектуры из-за выбросов машин, из-за того, что инфраструктура требует все новых мест, вырубаются парки, постоянно какие-то промзоны отдаются под паркинги, гаражи. Получается, к сожалению, такая чудовищная ситуация, когда не автомобиль служит человеку, а человек стал рабом автомобиля.



Вероника Боде: Это был Дмитрий К окорев, пресс-секретарь общественной организации «Россия без машин». А что означает «День без машин» для российских автовладельцев? Об этом я побеседовала с Вячеславом Лысаковым, лидером общественной организации автомобилистов «Свобода выбора».



Вячеслав Лысаков: Здесь два смысла. Я бы сказал. Первый смысл - это, конечно, разгрузка нашей больной экологии, потому что все-таки в России особенно она не очень здоровая. Второй смысл - это некий сигнал топливному рынку. Он мог бы быть более явным, если бы эта акция продолжалась не день, а неделю, то это была бы мягкая форма давления на топливный рынок, определенная форма протеста против цен на топливо. Если мои коллеги воздержались бы от поездок на личных автомобилях, то я думаю, цены на топливо могли бы снизиться. Мы, кстати, обсуждали это во время проведения нашей последней акции «Марш пустых канистр по убитым дорогам», что было бы вообще идеально воздержаться от поездок на личном транспорте в течение недели или двух. Ну, к сожалению, организовать огромное количество людей, сагитировать их действовать в этом направлении - это очень и очень сложно.



Вероника Боде: Но ведь очень трудно представить себе даже один день большого города, скажем, Москвы без автомобилей. Вам не кажется?



Вячеслав Лысаков: По большому счету, многие, большинство, я думаю, водителей могут обойтись. Я понимаю, что у кого-то есть срочные дела, но они каждый день срочные, суета жизненная, естественно, идет непрерывной чередой. Тем не менее, я не верю в такую ситуацию, когда 100 процентов автомобилистов не могут просто абсолютно никак отказаться от автомобиля на один день. Это все-таки скорее зависит от желания человека. На один день всегда можно отказаться от автомобиля и поездить общественным транспортом. Если это сделают все, кстати говоря, то наш несчастный общественный транспорт просто встанет. Это, конечно, тоже нереально. Но периодически разгружать нашу несчастную экологию от нагрузки автомобильной каждый может. В месяц надо хотя бы несколько дней постараться обойтись без использования собственного автомобиля.



Вероника Боде: Вячеслав, а не может ли эта акция - День без машин - иметь еще и такой смысл? В Москве последнее время такие пробки, что такое ощущение, что она скоро просто встанет.



Вячеслав Лысаков: На самом деле, по прогнозам специалистов, она должна вообще через два года встать. Поэтому, в принципе, смысл этой акции есть вопрос самовыживания. Потому что зачастую сейчас в Москве доехать до нужного места почти нереально на собственном автомобиле.



Вероника Боде: Как вы полагаете, каким путем можно решать эту проблему?



Вячеслав Лысаков: Это очень сложный вопрос, начинать его надо с реорганизации московского правительства, прежде всего. Потому что теми путями, которыми эти вопросы сейчас решаются, точнее, не решаются, мы ничего не сделаем, ничего не изменим. Надо в корне менять градостроительную политику, отношение к москвичам вообще и к московской среде. Потому что пресловутая точечная застройка коммерческая под себя подмяла абсолютно все и все здравые планы, все нормальные возможные варианты решения транспортных экологических проблем, которые могли бы быть, они, к сожалению, этой болезненной страстью к застройке всего и вся совершенно задавлены.



Вероника Боде: Таково мнение Вячеслава Лысакова, лидера общественной организации автомобилистов «Свобода выбора». Московские власти, призывая москвичей пересесть 22 сентября на общественный транспорт, тем не менее, не снизили плату за проезд, однако генеральный директор Мосгортранса не исключает, что уже в будущем году они могут пойти и на такой шаг, чтобы сделать жизнь в городе комфортней и чище - хотя бы на один день.