Российско-белорусские маневры пройдут фазы «кризиса» и «конфликта»

По мнению экспертов, Минск не готов идти за Москвой в огонь и в воду

В России и Белоруссии начинаются совместные стратегические учения «Стабильность - 2008». В ходе маневров планируется отработать вопросы развертывания вооруженных сил двух стран, задачи локализации вооруженных конфликтов и обеспечения безопасности Союзного государства. Между тем совсем недавно президент Белоруссии Александр Лукашенко высказывался в том духе, что если гипотетически Россия захочет завоевать Белоруссию, то мировое сообщество будет иметь полное моральное право поставить ее на место.


В пресс-службе министерства обороны Белоруссии пояснили, что маневры «Стабильность-2008» включают в себя комплекс тренировок, проводимых в разных регионах двух стран под общим руководством министра обороны России Анатолия Сердюкова. Сценарий учений предполагает постепенное «обострение обстановки» с перерастанием кризисных ситуаций в вооруженные конфликты. Одним из этапов «Стабильности-2008» станет участие российской авиации в комплексном оперативном учении «Осень-2008» на территории Белоруссии.


Маневры проходят на фоне критики действий российского командования в Южной Осетии. Даже ближайший союзник Москвы в лице официального Минска не сразу поддержал силовые методы разрешения конфликта. На прошлой неделе в интервью зарубежным СМИ Александр Лукашенко заявил, что белорусская оппозиция зря старается проводить параллели: мол, сегодня - Грузия, а завтра - Белоруссия. Однако уточнил: если бы Россия гипотетически захотела решить таким образом какие-то проблемы в Белоруссии, то у мирового сообщества было бы полное основание поставить Россию на место, при этом «не брезгуя никакими методами и приемами».


Военный эксперт подполковник ракетных войск стратегического назначения в отставке Владимир Нистюк не считает, что белорусское руководство действительно опасается агрессии с Востока. Но в ситуации, когда Лукашенко приходится балансировать между двумя огнями, нужно быть «гибким»: «Так сложилась политическая конъюнктура, что Белоруссия опять возвращается в исходную точку: внешняя политика должна быть обозначена не только понятием «многовекторность», но и конкретными действиями людей. Поэтому и президент Белоруссии сегодня осуществляет балансирование между интересами политическими и деловыми, связанными с Россией, и между интересами, связанными с Западом. Но не думается мне, что какие-то процессы, уже отлаженные, достигают того уровня, когда может разрушиться военное сотрудничество Белоруссии и России. И даже в дурном сне не представляю себе, что когда-то Россия начнет захватывать Белоруссию военным путем».


Владимир Нистюк предлагает не искать «реальных перспектив» в нашумевшем заявлении Лукашенко: «Дипломатия - это когда никто не говорит ни «да», ни «нет», но все говорят очень много. Думаю, что это было сказано, возможно, в порыве где-то излишних эмоций».


Учения «Стабильность-2008» проходят на фоне непростых отношений Кремля с официальным Киевом, который во время российско-грузинского конфликта однозначно принял сторону Тбилиси. «Славянский треугольник», на который всегда делали ставку сторонники хотя бы частичной реанимации Советского Союза, развалился. Вправе ли Москва требовать от Белоруссии как ближайшей союзницы соответствующей антиукраинской позиции, включая и военную сферу? Владимир Нистюк считает, что в этом смысле речь лишь об оборонительной доктрине, которой в рамках договоренностей о Союзном государстве подчиняются Россия и Белоруссия. В остальных случаях никто никого принуждать не может.


«Все соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи очень четко прописывают одну норму: в случае нападения любой третьей стороны на одну из двух договаривающихся, вторая сторона должна оказать ей помощь и содействие, - напоминает эксперт. - Если же нападает одна из двух высоких договаривающихся сторон, то обязательства, как правило, никто старается на себя не брать. Примером тому мы видим конфликт в Грузии. Коль скоро есть военная оборонительная доктрина в России, есть она в Белоруссии, мы не можем переступить через военную доктрину, через конституционные нормы своей безъядерности, своей внеблоковости. Можем лишь оказывать помощь тому, на кого напали. А если кому-то захочется на кого-то напасть, то пусть он эту «радость» делит сам с собой. В этом я вижу очень дипломатически тонкий ход, который всегда допускается при подписании подобного рода договоров».


По словам начальника пресс-службы министерства обороны Белоруссии Вячеслава Ременчика, начиная с сегодняшнего дня белорусские военные наблюдатели следят за ходом учения «Стабильность-2008» на полигоне Ашулук.