Сегодняшний факт. В Петербурге открывается международный фестиваль "Современное искусство в традиционном музее"

Андрей Шарый: В Петербурге открывается международный фестиваль "Современное искусство в традиционном музее". В старом городском музейном пространстве, например, - в музее хлеба, музее метрологии, музее-квартире Сергея Кирова, музее почвоведения – разместятся концептуальные художественные проекты. Этот фестиваль впервые организован и проведен семь лет назад петербургским музеем ПРО АРТЕ. Говорит координатор программ этого музея и координатор фестиваля "Современное искусство в традиционном музее" Татьяна Буковская.



Татьяна Буковская: Проекты фестиваля «Современное искусство в традиционном музее» объединены, пожалуй, прежде всего, тем, что они являют собой сюрприз. Все люди, которые приходят в место, традиционное для себя, и ожидают увидеть там что-то, что, в общем, они себе представляют, вдруг встречаются с чем-то новым, совершенно необычным, иногда не сразу прочитываемым. И это дает некий толчок к тому, чтобы свежими глазами взглянуть и на то, и на другое, и на новое, и на старое.


В фестивале участвуют каждый раз от 7 до 10 музеев различных. Они объединены в один автобусный маршрут, автобус проходит по этому маршруту несколько раз в день. В этом году у нас участвуют 7 проектов 7 музеев, есть одна иностранная художница, это такая восходящая звезда, она начинала как фотограф, Ники Смит, она выставлена в музее Пушкинского дома. Проект Volume (в переводе на русский «Том»), он обошел те музеи и галереи Соединенных Штатов, она действительно прославилась этим проектом, это фотографии, конечно, с концептуальным налетом, сделанные в библиотеках и архивах. Вы видите, например, тома, переплетенные, на которых написано Blood («Кровь»). Вот они такого ярко-красного цвета. То есть понятно, что по замыслу тех людей, которые собирали эти тома, никакого умысла особенного в том, что они красные, нет, это художница это увидела. Два тома со словом live (жизнь), один из которых прорван. Вот такие какие-то есть вещи, которые только художник может углядеть и концептуализировать. Мы стараемся максимально разнообразную аудиторию привлечь, не работать сугубо со специалистами или с такой публикой, которая традиционная публика современного искусства, а мы стараемся выйти на более широкую аудиторию, чтобы было пересечение тех людей, которые привыкли к современному искусству и те, кто никогда не видели.



Андрей Шарый: Говорила координатор фестиваля "Современное искусство в традиционном музее" Татьяна Буковская.


Итак, этот фестиваль, похоже, по-новому ставит вопрос о соотношении музейной ценности экспонатов и повседневной жизни. Смешиваются времена: то, что еще вчера казалось обычной вещью, сегодня уже красуется в музейной витрине. Об этом феномене вслух размышляет корреспондент Радио Свобода в Петербурге Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская: Институт ПРО АРТЕ место непростое. Во-первых, он находится в Петропавловской крепости на Улице времени, ничего общего не имеющая с нью-йоркской Таймс-сквер, до странности безлюдной, как будто параллельно Неве прорыт некий канал, практически невидимый. Во-вторых, когда приходишь на здешние выставки и фестивали, это странное чувство вовлеченности в опасные игры со временем не покидает, как будто одной ногой все еще стоишь на этой самой Улице времени, на серой брусчатке меж кирпичных стен. За дверью же может быть что угодно, любая вещь может предстать взору, от старинного дамского корсета или пишущей машинки до панорамы Москвы 60-х годов. Но все попадающее в это пространство на глазах подвергается странным метаморфозам. Корсет долго, поэтапно, под завораживающе однообразную музыку превращается в муху или стрекозу, лорнет кажется волшебным цветком, рядом с которым обязательно вырастает еще нечто, например, таинственный окомедиаляр, фантазия современных художников, оплодотворенных медитацией над старой музейной вещью.


Но здесь, на Улице времени, произрастают лишь малые цветы. Выставки из цикла «Штучки», из которых, может быть, и вырос фестиваль «Современное искусство в традиционном музее».


По большому счету это все те же штучки, только набравшие цвет, вес и ускорение за счет путешествия по разным музейным пространствам и вихреобразного вовлечения обыденной жизни в жизнь искусства, когда вещь перестает быть вещью и становится экспонатом. Тот зонтик, что у меня в руке, та записная книжка, что у меня в сумке, что у меня в сумке, тот свитер, что сегодня спасал меня от ветра, все это мое или уже пылится где-то на витрине, как тот старинный телефон, еще вчера красовавшийся в чьей-то квартире в качестве ультрасовременного и редкого устройства. Так ты на миг чувствуешь себя не собой, а частичкой узора в огромном ковре культуры, который ткёт невидимая рука.