Эксперт: члены ООН оставляют грузинский вопрос на суд великих держав

На исходе правления президент Буш повернулся к ООН лицом - к удивлению многих экспертов

Противостояние на Кавказе и имидж России стали в первый день работы Генеральной ассамблеи ООН темой выступлений лидеров нескольких стран. Тон обсуждению задал президент США. «Устав Организации объединенных наций четко определяет равные права для больших стран и малых. Вторгнувшись в Грузию, Россия нарушила эти положения. В такой ситуации мы должны быть едины в поддержке грузинского народа», - объявил с трибуны ООН Джордж Буш.


Президент Франции Николя Саркози, выступавший также и от имени Европейского Союза, заверил Москву в том, что Европа видит ее в качестве ключевого партнера, но не пойдет на компромиссы в принципиальных вещах вроде суверенитета и территориальной целостности государств. «Европа заявляет всем: она не может принять использование силы как инструмента для разрешения споров».


Почти получасовое эмоциональное выступление президента Грузии Михаила Саакашвили приняло неожиданную форму призыва, благодарности и торжественного обещания в одном. Противостояние с Россией он представил как определяющую битву за будущее демократической Европы: «Эта ситуация призывает нас, членов Организации объединенных наций, не только найти ответ на отдельный эпизод военной агрессии в конкретном случае, но твердо определить наш подход к военной агрессии в любой части света. Пришло время ответить на главный вопрос: станет ли эта организация на защиту своих принципов или они будут затоптаны гусеницами наступающих танков, сапогами тех, кто проводит этнические чистки, задушены теми, кто ведет разрушительные кибератаки?»



Г-н Саакашвили призвал ООН официально заявить о непризнании независимости Южной Осетии и Абхазии, добиться выполнения своих обязательств всеми участниками конфликта и создать работоспособный механизм разрешения подобных проблем. Он провести международное расследование причин недавнего вооруженного конфликта, пообещав предоставить комиссии любую информацию. Сверх того президент готов «реализовать новые демократические инициативы. Во-первых, мы укрепим систему сдержек и противовесов, предоставив большую независимость парламенту и судебной системе. Во-вторых, мы поддержим политический плюрализм, увеличив финансирование оппозиционных партий и обеспечив им доступ к эфиру. В-третьих, мы введем систему судов присяжных пожизненные судейские назначения. В-четвертых, мы расширим и укрепим права собственности».


Подытоживая эти идеи, президент Грузии сформулировал свою цель на Генассамблее так: ответить новой второй «революцией роз» на «российскую агрессию и авторитаризм».


Вице-президент нью-йоркского Международного института мира Эвард Ли отмечает такие особенности первого дня работы форума:


- Много внимания в выступлениях лидеров на этот раз было уделено международному финансовому кризису, что трудно было представить еще несколько недель назад. Если говорить о речи президента Буша, то не стало сюрпризом то, что он обратился к таким вопросам, как терроризм и построение новых демократических обществ. Примечательно, что на этот раз Буш говорил, что нужда в ООН и других международных организациях сегодня больше, чем когда-либо, что ООН с ее потенциалом становится могучей силой добра. Определенно это не тот тон, с каким Буш прежде отзывался об ООН. Заметным стало и выступление президента Франции Николя Саркози, который сформулировал позицию Евросоюза и нынешние задачи этой организации, вытекающие из ее ценностей.


- Президент Буш считается не самым популярным политическим лидером в стенах ООН после того, как он бросил ей вызов, решив применить военную силу в Ираке. Многие из собравшихся сегодня на Генассамблее оспаривали действия Буша в ходе его первого президентского срока. Но в последние годы Буш стремился больше взаимодействовать с ООН, отводил ей больше места в американской внешней политике. Мне кажется, что сегодня Буша любезно принимают на Ист-Ривер. Подобную эволюцию прошел и Рональд Рейган, негативный, скептический настрой которого в отношении ООН со временем сменился теплотой.


По мнению эксперта, пока нет признаков формирования на ГА определяющей позиции по кавказскому кризису:


- Многие выступавшие вообще не упомянули этот конфликт, видимо, из-за наличия в нем противоречивых моментов, заставляющих даже Совбез ООН действовать осторожно. Но, по крайней мере, Буш и Саркози высказались ясно. Я предполагаю, что очень мало членов ООН будут оправдывать вторжение России в Грузию. С другой стороны, позицию Грузии как таковую будут отстаивать в основном страны Запада. По моим наблюдениям, среди членов ООН с каждым годом укрепляется убеждение в необходимости уважать территориальную целостность, суверенное равенство государств - больших и малых, богатых и бедных. Вторжение больших государств на территорию малых вызывает бурные эмоции. Однако у меня такое ощущение, что сегодня большинство стран готовы уступить улаживание подобных проблем крупным державам.