Кому выгодно убийство Руслана Ямадаева

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Андрей Шароградский: В Москве накануне вечером несколькими выстрелами в упор был убит бывший депутат Государственной Думы и один из наиболее влиятельных чеченских политиков Руслан Ямадаев. Эксперты и люди, знавшие Руслана Ямадаева, рассуждают о том, кому было выгодно убийство, которое уже многие называют политическим.



Данила Гальперович: Очень громкое убийство одного из наиболее известных чеченцев постарались сделать тихим, контролируемый Кремлем Первый канал российского телевидения о нем в своих дневных новостях даже не упомянул. Официальный представитель Следственного комитета при Прокуратуре России Владимир Маркин в интервью другому российскому каналу заявил, что дело об убийстве уже расследуется.



Владимир Маркин: Учитывая особую дерзость, с которой было совершено преступление, и его резонансность, дело принято к производству Главным следственным управлением Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации. В настоящий момент уже проведен осмотр места происшествия, назначены и проводятся судебно-медицинские, баллистические и другие экспертизы, ведутся также необходимые следственные и оперативные мероприятия, направленные на восстановление всех обстоятельств преступления и лиц, причастных к его совершению. К расследованию уголовного дела привлечены опытнейшие следователи и криминалисты центрального аппарата Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. В настоящий момент рассматриваются все возможные версии преступления.



Данила Гальперович: Что же за человек был Руслан Ямадаев? Корреспондент «Коммерсанта» Ольга Алленова близко знала погибшего чеченского политика, и вот что она рассказывает о человеке, которого, оказывается, близкие называли совсем не Русланом.



Ольга Алленова: Я называю Руслана Ямадаева Халидом, потому что это его настоящее имя, его так все называли, его все знали под этим именем, все знакомые, все родственники, близкие. Сложно сказать, что это был за человек, потому что все прекрасно знают, что во время первой войны он был бригадным генералом, ичкерийским, во время второй войны он перешел на федеральную сторону - неординарный поступок совершил даже раньше, чем это сделал Кадыров. И не все это поняли, многие его осуждали за это, и довольно многие в Чечне тогда называли его предателем, его и его братьев. Он был уверен, что это необходимо. Он говорил, когда я с ним встречалась еще в те времена, он говорил, что понял, что сопротивление во время первой чеченской войны было неправильным что ли. Он считал, что вот всех этих полевых командиров, всех бригадных генералов, их, по сути, подставили Масхадов, Дудаев, подставили, потому что бессмысленно было сопротивление, бессмысленно было бороться с Россией. Тем более что, как он считал, в общем-то, с Россией нужно дружить и договариваться, и все вопросы можно решить без гибели чеченцев, которые, как он считал, и так вымирающий народ. Потом он стал депутатом Государственной Думы, его братья стали Героями России, он тоже стал Героем России. После того, как эта семья, в общем-то, отличилась во время второй чеченской войны, брат Халида, Джабраил, был командиром спецназа чеченского, потом этот спецназ возглавил Сулим, и подразделение уже стало называться батальоном "Восток".



Данила Гальперович: Бывший коллега Ямадаева по Государственной Думе политик Владимир Рыжков полагает, что убийство было политическим.



Владимир Рыжков: Мы были коллегами по Государственной Думе. Безусловно, это политическое убийство, не первое политическое убийство в Москве. Не так давно был убит еще один противник Кадыровых. Это означает, что в Москве действуют те же "законы", которые действуют сегодня и в самой Чечней, что борьба за власть в Чечне, которая идет с оружием в руках, она выплеснулась теперь и на московские улицы, и никто не может себя чувствовать в безопасности. Конечно, реакция российских властей должна быть жесткой. Это недопустимо, когда столице государства среди бела дня, в двух шагах от Дома правительства, где заседает бывший президент и нынешний премьер-министр Путин, убивают бывшего депутата Государственной Думы и одного из самых известных политиков Чечни.



Данила Гальперович: Ольга Алленова также пытается найти ответ на вопрос, кому было выгодно убивать известного и влиятельного человека в Чечне так показательно.



Ольга Алленова: Совершенно очевидно, что Кадыров их ненавидел. Эта семья представлял для него угрозу реальную, потому что и Халид, и Сулим Ямадаевы - это очень авторитетные в Чечне люди, особенно Халид, потому что все-таки он глава семейства вот этого, Ямадаевых, которое считается одним из самых авторитетных, уважаемых в Чечне. Ну, и Сулим, в общем-то, тоже, потому что командир подразделения боевого, боеспособного, в которое, насколько я знаю, люди шли служить не столько за зарплату, сколько потому, что его уважали. И костяк его, этого батальона, они до сих пор с ним, эти люди, несмотря на то, что их там расформировали, какие-то там проблемы, то есть они ему преданы искренне.


Естественно, вот такие личности, для Кадырова они опасны. Стоит вспомнить расстрел Байсарова. Кстати, Байсарова, командира отряда "Горец", отряда ФСБ, расстреляли практически так же, как вот Руслана Ямадаева вчера, тоже в центре Москвы, тоже в упор машина была расстреляна. Потом можно вспомнить убийство Алихана Муцаева - это тоже достаточно оппозиционно настроенный был силовик чеченский. Не очень давно было совершено нападение на командира батальона "Запад" Беслана Элимханова, тоже оппозиционно настроенного Кадырову, и он просто чудом выжил, этот человек, он сейчас в госпитале лежит. Если все проанализировать, то становится ясно, что все эти убийства - это звенья одной цепи. Очень сложно сказать, что всех врагов Кадырова убивают совершенно разные люди по разным мотивам, кого-то там - кровники, кого-то - за бизнес, кого-то - еще за что-то, но почему-то исчезают, уничтожаются физически все люди, которых не любил и опасался Кадыров. С другой стороны, я думаю о том, что Кадыров, в принципе, прекрасно понимал, чем грозит ему убийство Ямадаева. Ведь эта вражда этих двух родов, двух сильных, авторитетных родов Чечни - это очень опасно. Ведь Кадыров теперь не сможет спать ни днем, ни ночью, потому что, если Сулим Ямадаев объявит ему кровную месть, то это очень серьезно.



Данила Гальперович: Так считает корреспондент «Коммерсанта» Ольга Алленова.


Чеченский политолог Руслан Кутаев, рассуждая о версиях произошедшего, говорит, что как раз Рамзан Кадыров - это не тот человек, который бы сейчас организовал убийство своего оппонента.



Руслан Кутаев: Мне кажется, убили Ямадаева, а удар нанесли по Кадырову. Я имею в виду, что абсолютно однозначно, и я много об этом говорил, есть очень много группировок, десятки группировок чеченцев с очень серьезными деньгами, которые ведут дела с той или иной группировкой в администрации президента России, которым снится, что они управляют и возглавляют Чеченскую республику. Поэтому сейчас убийство Ямадаева - единственный человек, которому это невыгодно, это Рамзан Кадыров. Поэтому на первый взгляд может напрашиваться вывод, что Кадыров устранил политического оппонента, личного врага, но я абсолютно убежден, я еще раз говорю, что убили Ямадаева, а удар нанесли по Кадырову.