Телеканал "Россия" объявил финальный список претендентов, из которых будет выбран главный герой России

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Тамара Ляленкова.



Андрей Шароградский: Телеканал «Россия», который организовал самый масштабный проект года «Имя Россия», объявил финальный список претендентов, из которых в ближайшие месяцы будет выбран главный герой России. Одновременно со стартом финального этапа начинается телевизионная часть проекта, интернет-голосование дополнится sms -голосованием, телефонным голосованием через кол-центр, а также голосованием через банковские терминалы. Станет ли избранный подобным образом главный герой России действительно общенациональным героем - это выясняла Тамара Ляленкова.



Тамара Ляленкова: С самого начала вся затея с главным героем России была направлена на создание именно телевизионного продукта. Особый размах она получила благодаря количеству голосов в интернете, поддержке журналистов, природной любви российских граждан к игре и скандалу вокруг имени Сталина, который в какой-то момент оказался в списке лидером. Теперь имя Сталина стоит на последнем месте, на первом - Александр Невский, а за ним по убывающей: Пушкин, Достоевский, Петр Первый, Ленин, Суворов, Екатерина Вторая, Иван Грозный, Столыпин, Александр Второй и Менделеев.


О замысле всего проекта «Имя Россия» рассказал первый заместитель генерального директора телеканала «Россия» Александр Любимов.



Александр Любимов: На самом деле, мы будем делать актуальное, по сути, политическое шоу, поскольку, в общем-то, лихие 90-е и последующие десятилетия с большим трудом сформировали в сознании нас самих некие позитивные ценности, позитивные образы. Нам кажется, что на этом этапе для всех это может быть крайне интересной задачей. 12 программ будут представлять собой теледебаты, когда адвокат своего героя, защитник представит этого героя. Соответственно, 12 героев - 12 недель. И 13-я неделя - "Все против всех", и в эфире принимается решение. Конечно, люди будут определять сами, и в значительной степени окончательный выбор, конечно, зависит от качества презентаций. Это просто очень интересное, если хотите, значимое деяние нашей корпорации. Для того чтобы вообще сделать обсуждение истории конкурентоспособным продуктом для большого количества населения, героями которого являются гламурные персонажи светской хроники, - вот это для нас важно. В этом мы видим миссию свою и всех выдающихся общественных деятелей, которых мы пригласили защищать названных 12 персонажей.


В финал прошли те, кого мы ожидали. Мы провели социологическое исследование, оно длилось несколько месяцев, мы провели его в городах, в деревнях, 15 тысяч населенных пунктов. Проводил фонд "Общественное мнение". Интерес к личностям, которые находятся в лидирующей группе, был очевиден. И так все и получилось, никаких неожиданностей здесь нет. Неожиданности могли быть в том, что вошел бы Ломоносов, не вошел бы Менделеев, вошел бы Толстой, не вошел бы Достоевский. Скажем, Николай Второй, на мой взгляд, не мог войти, он и не вошел. Меня удивил Хрущев. Я думал, что Брежнев будет сильно выше. Есть нюансы общественного сознания. Вот сейчас идет сериал про дочь Леонида Ильича, до этого Первый канал делал сериал, который прошел очень успешно, с Шакуровым в главной роли, и мне казалось, что такие значимые эфирные проекты, они должны были дать Брежневу позицию. А Хрущев, например, который, кстати, в молодежной среде, насколько мы знаем по опросам, чрезвычайно непопулярен из-за Крыма, но невероятно популярен среди "шестидесятников", он, по моим представлениям, должен был быть ниже. Но получилось иначе. Брежнев вообще не вошел даже в 50, и меня это очень удивило.


Но я должен вам сказать, почему такой состав. Мы по результатам нашей борьбы с техническими атаками на сайт провели анализ всего нашего трафика, и мы исключили ряд голосов. Скажем, у Сталина значительно больше, мы у него исключили больше 2 миллионов голосов по результатам оценки трафика. Речь идет о том, что является российской историей, кто в ней занимает главное место. Точек зрения по этому поводу будет, я думаю, минимум 140 миллионов, и где тут заканчиваются развлечения и начинается, собственно, политика, я сам не знаю. Но, конечно, мы будем это делать со всей серьезностью, и законы историзма мы не нарушали, этого не будет. Этот проект имеет уже беспрецедентное по активности значение для нашей интернет-сети.



Тамара Ляленкова: Осуществление столь масштабного проекта - получено около 44 миллионов сообщений - стало возможно благодаря интернет-голосованию. Но именно это обстоятельство у многих вызывает сомнения - действительно ли в этих двенадцати видит своих героев народ. Директор по маркетингу портала "Мэйл.ру" Анна Артамонова считает, что опубликованный список соответствует реальности.



Анна Артамонова: Мы, безусловно, мониторим сеть, смотрим, что происходит. Могу сказать, что на сегодняшний момент десятки тысяч записей в блогах и на "Мэйл.ру", и на других хостингах на эту тему. Что касается репрезентативности выборки, мы посмотрели по данным нашего поисковика на "Мэйл.ру", мы посмотрели, каких личностей исторических люди ищут больше всего, и составили такой рейтинг для себя. На самом деле, топ-15 - он плюс-минус с небольшим сдвигом позиций совпадает с тем, что мы только что увидели. Там не первом месте тоже Александр Невский, и у Достоевского тоже место такое же, что и при голосовании, и у Петра Первого. То есть, в принципе, действительно, этот выбор адекватен.



Тамара Ляленкова: За экспертным мнением я обратилась к руководителю отдела социально-политических исследований «Левада-Центр» Борису Дубину.



Борис Дубин: В социологическом смысле слова здесь, конечно, ни о какой репрезентативности говорить нельзя. Позвонили те, кто позвонили, или нажали кнопку те, кто нажали кнопку. Вообще говоря, социологи давным-давно этот феномен разбирали: кто пишет письма в газету - они, конечно, никогда не представляют аудиторию этой газеты. В общем, здесь о репрезентативности речи быть не может. Теперь что касается самого списка. В нем действительно не так много удивительного для тех людей, которые задавали на протяжении последних 20 лет, как наш центр, регулярно вопрос: "Назовите 10 самых выдающихся людей всех времен и народов" или "Назовите 10 людей, самых выдающихся в истории России" и так далее. Может быть, Достоевский, подвинувшийся так сильно вперед, немножко отличается от наших обычных списков, а все остальное более-менее привычно. Скажем, Александр Невский, конечно, войдет в 12-15 фамилий уж наверняка, но, конечно, не будет первым.


Неожиданных имен здесь нет. Немножко Сталина какими-то специальными процедурами подвинули назад, чтобы это так скандально не выглядело. Когда мы начинали в 1989 году, он не входил даже в десятку, но, начиная с опроса нашего 1994 года, он постепенно поднимался все выше и выше, и в 2000-х годах он занимает место в первой тройке, либо второе, либо третье. На первые места не выходил, но в первой тройке занимал. Что в данном случае обозначает "Имя Россия"? Ну, то, что какие-то круги, журналистские в частности и, видимо, те, кто за ними стоит, политики или идеологи, заинтересованы в том, чтобы выбрать какие-то символы того, что нас лично объединяет. Поскольку я, как социолог, вижу другую сторону процесса, как фрагментируется и дробится социум, как исчезает пространство общих символов, общих идей, общих верований, то я особого значения таким пропагандистским акциям не придаю и не стал бы этого делать.



Тамара Ляленкова: Действительно, проект «Имя Россия» - это всего лишь хорошо упакованный телепродукт. И окончательное решение, кто станет национальным героем России, теперь зависит от качеств адвоката, его представляющего, а также тех зрителей, кто любит в подобные игры играть. Разумеется, никто не спорит, что эти люди также представляют народ. Однако вряд ли эти выборы можно назвать общенациональными, как бы организаторам проекта этого ни хотелось.