Конфликт на Кавказе помешал встрече глав МИД «шестерки»

Пока международное сообщество пытается выработать консенсус, Иран с гораздо большим успехом развивает свои оборонные программы

Попытки договориться о новом раунде антииранских санкций закончились в четверг, даже не начавшись. Россия отказалась принять участие во встрече министров иностранных дел стран «шестерки», посвященной иранской проблеме, поскольку, по словам российских представителей, министры и так перегружены работой в рамках проходящей в Нью-Йорке сессии Генассамблеи ООН.


Американские наблюдатели считают этот предлог надуманным. Ситуацию комментирует сотрудник калифорнийского института Independent Айвен Иланд.


- Мне кажется, истинной причиной нежелания России обсуждать сейчас ядерную программу Ирана стало то, что Соединенные Штаты препятствовали созыву в эти дни совещания представителей группы восьми промышленно развитых стран, в которую входит и Россия. Возражения США можно рассматривать как один из ответов на вторжение России в Грузию. Россия, в свою очередь, считает, что Соединенные Штаты чрезмерно реагируют на эти ее действия. Она не остается в долгу и в ответ дает понять, что Запад все-таки в ней нуждается, что у нее с Западом есть круг общих интересов. Но по большому счету у меня такое впечатление, что Россия не стремится к действительному ухудшению отношений с Западом. На самом деле, она удручена реакцией Запада на ее действия по отношению к Грузии.


- Насколько важно блокирование Россией переговоров по антииранским санкциям?
- Я думаю, что в любом случае Запад уже мало чего добьется от Ирана. Многолетние попытки заставить или убедить Тегеран отказаться от идеи обладания ядерным потенциалом ни к чему не привели. США и остальному миру придется смириться с мыслью, что рано или поздно эта идея реализуется. Стремление Соединенных Штатов добиться в иранском вопросе единодушия сегодня несет более символическую нагрузку. Вашингтон хочет доказать Ирану, что против его замыслов выступают самые влиятельные страны. И Россия - важная часть этой коалиции, поскольку исторически, географически в сфере экономических связей она намного ближе к Ирану, чем другие страны Запада.


Между тем американские официальные лица не слишком акцентируют нынешнее нежелание Москвы встречаться в формате «пять плюс один». По словам замгоссекретаря США Дэниела Фрида, главы внешнеполитических ведомств Соединенных Штатов и России Кондолиза Райс и Сергей Лавров на переговорах в среду согласились в том, что такая встреча должна состояться позже. Когда – пока неясно. Согласно же заявлению министра иностранных дел Франции Бернара Кушнера в Нью-Йорке, страны «шестерки» проведут совещание по Ирану на уровне директоров политических департаментов своих МИД.