Еврофутбол: доходы, расходы, зарплаты

Криштиану Роналду в полной мере олицетворяет коммерческий успех английской премьер-лиги

Минувший футбольный сезон оказался чрезвычайно успешным как для клубов, так и для национальных футбольных федераций. Суммарный оборот пяти ведущих чемпионатов составил 12 млрд евро. Только от продажи атрибутики клубы Англии, Германии, Испании, Италии и Франции выручили около $3,1 млрд.


Футбол в финансовом плане не просто продвинулся вперед, он стал полноценным бизнесом. Инвесторы и потенциальные хозяева выстроились в очередь на покупку английских клубов, так как те превратились в рентабельные предприятия, генерирующие прибыли.


Но даже на этом благополучном фоне не прекращаются разговоры о космических суммах трансфертов и запредельных зарплатах игроков, что с каждым годом становится все более непосильным бременем для клубов. Не обошла стороной эта проблема и Россию.


В Англии, которая на данный момент по праву считается страной с наиболее развитой футбольной бизнес-структурой, еще 3-4 года назад количество прибыльных клубов не превышало четверти от общего числа. Что уж тут говорить о России, которая отстает в развитии футбольной индустрии на целую формацию.


В последние годы в российский футбол пришли большие деньги, что позволило менеджменту конкурировать в борьбе за приобретение футболистов высокого класса. Естественно, это не простой процесс, и финансовая сторона вопроса для приезжающих звезд является первостепенной при заключении контракта.


Проблема имеет и нравственный аспект, потому что параллельно руководителям приходится повышать зарплаты и не иностранцам.


С другой стороны, наметилось значительное размежевание между клубами, которые в состоянии платить, чтобы удержать своих звезд, и теми, кто не может себе этого позволить. В частности, «Томь» при всем желании не смогла бы оставить у себя Павла Погребняка, точно так же как «Амкар» - Евгения Савина. Парадоксально, но нынешнее первенства утвердило в мысли, что «богатые» и «бедные» не настолько разительно различаются по классу, сколько по своим финансовым возможностям. То есть искусственное завышение «цены» не подкреплено «качеством».


Не следует забывать, что «там у них» футбол уже стал бизнесом и средством зарабатывать. «У нас здесь» это борьба самолюбий. «Газпром» против железных дорог, железные дороги против «ЛУКОЙЛА» и так далее. Европейцы зарабатывают на футболе деньги, а российские бизнесмены - пока только популярность.


Беда в том, что для подавляющего большинства клубов, так или иначе существующих на государственные деньги, футбол – это беспрерывная борьба за выживание. Причем за выживание в прямом смысле. Вот в чем следует искать первоочередную причину «договорняков», а не в злокозненности провинциальных хитрецов-руководителей, расписавших пресловутую систему «три на три». Цель для них оправдывает средства, а цель на словах звучит благородно – сохранить футбол для региона.


На периферии нередко играют за гроши, а то и в долг, в надежде, что когда-нибудь клуб с ними расплатится. Никого не удивляет ситуация, когда перед началом матча в раздевалку заходит президент и объявляет: «Ребята, денег на премию нет, так что можете особенно не упираться». В одной южной команде на автора решающего гола в кубковом матче с кулаками набросился региональный босс. «Теперь за свой счет команду повезешь в следующем круге!» - кричал он, абсолютно не стесняясь присутствия вокруг журналистов.


Это наша действительность. Где-то густо, где-то пусто, но везде львиную долю расходов составляют зарплаты и бонусы игроков.