Судьба медвежонка Кнута из берлинского зоопарка

Медведь Кнут, 2007

Программу «Итоги недели» ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Юрий Векслер.

Андрей Шарый: Внезапная смерть от инфаркта смотрителя берлинского зоопарка 44-летнего Томаса Дерфляйна стала одной из самых важных новостей в Германии этой недели. Два года назад Дерфляйн стал практически приемным отцом медвежонка Кнута, оставленного родителями. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Германии Юрий Векслер.

Юрий Векслер: В одной только созданной в интернете странице соболезнований уже более 7 тысяч записей. Вольер белого медведя Кнута в берлинском зоопарке утопает в цветах.

Говорят посетители зоопарка:

Мужчина: Я очень задет и опечален, так же, как и моя жена. Мы были в шоке, узнав о происшедшем. Поэтому мы специально пришли сюда в зоопарк

Женщина: Я заплакала, когда услышала о смерти Томаса Дёрфляйна и сегодня я снова специально пришла сюда, у меня не укладывается в голове, что такой ценный человек столь рано должен был оставить этот свет.

Юрий Векслер: До своего звездного часа, до рождения Кнута, имя которому он выбрал сам, Томас Дёрфляйн проработал в берлинском зоопарке всю свою сознательную жизнь, почти 25 лет, скоромно и честно ухаживая за всеми медведями. И вот появился умиливший всю Германию белый комочек, весом 810 грамм. Это было 5 декабря 2006 года.

Медвежонок, отвергнутый матерью-медведицей, сам того не зная, стал телезвездой и сделал телезвездой Томаса Дёрфляйна, который вовсе не был рад шумихе вокруг себя. Но так как каждый шаг Кнута был зафиксирован телекамерами, то и личность Томаса Дёрфляйна постепенно раскрывалась телезрителям Германии и всего мира и те, кто принимал создававшийся средствами массовой информации культ белого медвежонка, узнали и полюбили Томаса Дёрфляйна,

После рождения Кнута Томас на несколько месяцев, можно сказать, переселился в Зоопарк и ночевал там, в постоянной готовности прийти на помощь своему подопечному.

О чувствах коллег Дёрфляйна говорит директор берлинского зоопарка Бернхард Блашкивитц.

Бернзард Блашкивитц: Все потрясены, многие знали Томаса все это время, четверть века, многие проработали все это время с ним в контакте и когда такой прекрасный товарищ по работе умирает, это конечно никого не оставляет равнодушным

Юрий Векслер: О личной жизни Томаса Дёрфляйна было известно немногое. Он жил в неофициальном браке и воспитывал сына своей подруги, а также опекал двух собственных детей от первого брака. В дни телевизионной славы официально холостой Томас, внешне весьма привлекательный мужчина, с мужественным и одновременно добрым, бородатым лицом, получал множество писем от женщин с предложениями познакомится на предмет возможного брака. Вся шумиха была, по словам матери Томаса, ее немногословному сыну однако не по нутру. Он, можно сказать, терпел славу ради Кнута и его спокойствия.

Волна сочувствия и грусти по поводу смерти Томаса Дёрфляйна является для психологов проявления эффекта, который уже назвали в честь принцессы Даяны эффектом Даяны. Суть его в том, что у телезрителей вначале создавался эффект как бы личного близкого знакомства с тем, о ком постоянно появляются новостные сообщения.

Красивая сказка про белого медвежонка, вылизывавшего в знак признания и благодарности лицо Томаса Дёрдляйна, уже имела один грустный финал, когда руководство зоопарка запретило личный контакт Дёрфляйна с выросшим ныне 200-килограмовым Кнутом. У многих остались в памяти кадры выкармливания медвежонка молоком из бутылки с соской, игр Томаса Дёрфляйна с ним. Говорит бургомистр Берлина Клаус Воверайт

Клаус Воверайт: Все импонировало в нем, прежде всего его обращение с медведем, и этим он поднял репутацию зоопарка на новую высоту. Поэтому я уверен, что он останется в сердцах берлинцев. Мы думаем о нем и соболезнуем его родным и близким в эти дни траура.