В течение пяти лет, начиная с сегодняшнего дня, все работающие граждане России, желающие участвовать в программе стимулирования добровольных пенсионных отчислений, могут подавать заявления о присоединении к ней. Закон предусматривает 100% софинансирование со стороны государства таких пенсионных взносов в течение десяти лет, но не более 12 тысяч рублей на человека в год при условии, что сам будущий пенсионер будет ежегодно вносить на эти цели не менее 2 тысяч рублей. Руководитель Центра социальной политики Института экономики Российской академии наук Евгений Гонтмахер описал свой взгляд на прграмму и ее перспективы экономическому обозревателю Радио Свобода Ивану Трефилову.
«Сама идея неплохая, но от идеи до ее качественного исполнения очень длинный путь, - считает Евгений Гонтмахер. - Однако способ реализации не вызовет энтузиазма у граждан по многим причинам, полагает эксперт. «Первая причина заключается в том, что 12 тысяч рублей недостаточно для людей с высокими зарплатами. Потому что легко посчитать, что 12 тысяч государственного софинансирования, 12 тысяч собственных средств, 10 лет программа работает. Итого 240 тысяч рублей. Это делится на число лет дожития, то есть 19, и на 12 месяцев. Получается 1 тысяча рублей прибавка к пенсии. Нынешних 1 тысячи рублей к нынешней как бы пенсии. Это немного. Люди, более обеспеченные, конечно же, могут решать свои пенсионные проблемы немножко по-другому. Для людей, у которых маленькие доходы, допустим, бюджетники, работники сельского хозяйства, эта программа, наоборот, слишком обременительна. Потому что 12 тысяч рублей в год для этих людей большие деньги. Это часто больше, чем месячная заработная плата. Они в эту программу, даже если бы захотели, не смогут финансово туда пойти».
«Фактически, как показывают обследования, - продолжает Евгений Гонтмахер, - те, кто захочет идти в эту программу, составляют очень узкий сегмент людей, которые получают примерно 20-25 тысяч рублей заработной платы в месяц. И вот до нынешней ситуации на финансовых рынках, оценивалось, что таких людей будет около миллиона человек. Надо иметь в виду, что у нас 70 миллионов работающих людей. Конечно, успех программы будет тогда, когда хотя бы половина людей будет в ней участвовать. А тут миллион - это мало.
Сейчас, к сожалению, есть вторая причина, которая играет против этой программы, - это ситуация на финансовых рынках, которую все знают, тем более, люди, работающие. Потому что ведь деньги, которые в рамках этой программы будут накапливаться, они будут инвестироваться так же, как обязательные накопительные деньги в общей пенсионной системе. Они будут идти либо во Внешэкономбанк, либо по выбору человека в какую-нибудь частную управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд. Но вы видите, что доходность в 2007 году была негативная, отрицательная практически по всем и даже частным управляющим компаниям и НПФам. В этом году, конечно же, абсолютно понятно, что она тоже будет, мягко говоря, низкой. Видимо, эта ситуация растянется еще не на один год. Никто не знает перспективы выхода из этого финансового кризиса, особенно на рынках ценных бумаг. Поэтому, конечно, у рядового человека, даже если бы у него до этого были какие-то желания войти в эту программу, то теперь, конечно, многие из этих людей еще раз подумают. Потому что зачем вкладывать, чтобы это инвестировать с убытком? Я думаю, что мало кто этого захочет. Поэтому пока, к сожалению, из этих обстоятельств шансы на бурную реализацию пока очень маленькие.
Конечно, прогнозировать, что будет на внешних рынках, на рынках Соединенных Штатов, в России (я имею в виду места, где происходит инвестирование), конечно, ни один специалист не возьмется. Потому что все понимают одно - это кризис на годы, а не на месяцы. Эта волотильная нестабильная ситуация будет продолжаться еще достаточно долго. Конечно, в этих условиях эта программа софинансирования смотрится не очень выгодно, к сожалению, для подавляющей части людей, которые могли бы в ней поучаствовать. Но если через 2-3 года ситуация наладится, и рынки пойдут вверх, и это будет стабильно, и это будут все видеть, возникнут определенные убеждения в том, что это надолго, на годы, то тогда эта программа может получить определенное развитие, но при условии, если государство решится на более массивное софинансирование, чтобы заинтересовать, втащить в эту программу более широкий круг, чем тот, который виден сейчас.
Если говорить об идеальной системе, то пенсии, как правило, формируются из нескольких источников. Они формируются за счет государственных гарантий. Они формируются за счет таких программ софинансирования, правда, в мире обычно применяется программа софинансирования с бизнесом. У нас, правда, бизнес тоже хочет к этим 12 тысячам докладывать свои 12 тысяч, но как это будет в нынешней экономической ситуации, пока сложно говорить. Поэтому эта программа может быть начать работать через несколько лет, если реально она будет отформатирована в эффективный вид и, я повторяю, если будут внешние благоприятные условия, она может превратиться во второй кирпичик к государственным гарантиям. Наконец, третий кирпичик, как и во всем мире, это личные пенсионные накопления через негосударственные пенсионные фонды. При наличии всех трех составляющих человек, выходя на пенсию, по совокупности получает достаточно большой коэффициент замещения - около 60-70 процентов от заработка, как это принято в развитых странах. Поэтому эта программа, безусловно, не панацея, но при благоприятном стечении обстоятельств она может стать важным фактором для повышения пенсии».