Российская сторона называет взрывы в Цхинвали терактами

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Любовь Чижова, Георгий Кобаладзе.



Кирилл Кобрин: Продолжаются нападения и провокации на территории Грузии и одновременно с этим российские войска начинают покидать свои посты в так называемых буферных зонах или зонах безопасности также на грузинской территории. В Гальском районе Абхазии в перестрелке убит грузинский пограничник, в грузинском селе Пахулани минувшей ночью произошло пять взрывов, пострадавших нет, а в конце прошлой недели был взрыв рядом с расположением российских миротворцев в Цхинвали.



Любовь Чижова: Российская сторона называет взрывы в Цхинвали террористическими актами. МВД самопровозглашенной республики Южная Осетия распространило информацию, что грузинские спецслужбы ранее якобы подготовили 18 начиненных взрывчаткой автомобилей для терактов на территории Южной Осетии и Абхазии. В результате взрывов 3 октября погибли 7 российских миротворцев и 3 местных жителей. Обострилась обстановка и в зоне грузино-абхазского конфликта: один абхазский пограничник погиб в результате перестрелки у села Хурча, пять взрывов прогремели в грузинском селе Пахулани у реки Ингури, разделяющей Грузию и Абхазию. Жертв нет, однако Тбилиси расценивает произошедшее как террористический акт. С подробностями корреспондент Радио Свобода в Грузии Георгий Кобаладзе.



Георгий Кобаладзе: Согласно данным МВД Грузии, в ночь на понедельник у реки Ингури, разделяющей Грузию и Абхазию, не прекращались перестрелки. Российские военнослужащие ворвались в дом местного жителя, потребовали вынести им спиртные напитки и при оказании сопротивления убили члена семьи, подростка. Подтверждения этой информации из независимых источников пока нет.


Одновременно в Гальском районе Абхазии в результате перестрелки погиб абхазский пограничник. Представитель президента Абхазии в этом районе Руслан Кишмария возложил ответственность за трагедию на грузинские формирования и предупредил, что если обстрелы со стороны грузинского села Хурча будут продолжены, то абхазская сторона примет жесткие ответные меры.



Руслан Кишмария: Я специально хочу предупредить, что, не дай бог, еще раз повториться, то Хурчу вообще с лица земли сотрем.



Георгий Кобаладзе: Заявил господин Кишмария. Грузинская сторона утверждает, что абхазский боец погиб в результате перестрелки между абхазскими и чеченскими формированиями, то есть батальоном чеченского спецназа, который находится в Абхазии. Начальник информационно-аналитического департамента МВД Шота Утиашвили сообщил в интервью Радио Свобода, что у села Пахулани, недалеко от грузино-абхазской границы, произошло пять взрывов.



Шота Утиашвили: Идет следствие и будут установлено, что именно было взорвано, мы надеемся даже установить, кто стоит за этим.



Георгий Кобаладзе: Шота Утиашвали подчеркнул, что основная версия - теракт.



Шота Утиашвили: Это, конечно, теракт, единственная версия сейчас. Четыре взрыва было в этой деревне, а еще один на дороге, которая ведет к Ингури ГЭС.



Георгий Кобаладзе: Г осподин Утиашвили сообщил также, что к расследованию привлечены наблюдатели Европейского союза.


Несмотря на все инциденты, вывод российских войск из буферных зон вокруг Абхазии и Южной Осетии продолжается и, по всей видимости, в основном завершится к 10 октября - как это и предусмотрено соглашением Саркози-Медведева.



Любовь Чижова: Московский военный эксперт Виктор Баранец говорит, что отношения Москвы и Тбилиси еще долго будут оставаться напряженными. Аналитик ссылается на источники в российских вооруженных силах.



Виктор Баранец: Я получаю информацию оттуда, с места наших миротворцев и из штаба Северокавказского военного округа, даже сегодня получил письмо от одного офицера разведки, который даже прислал мне прогноз развития событий, и он достаточно нерадужный. Там будет что-то такое грозное и вялотекущее. Да, сейчас произошел теракт на территории Южной Осетии. Я не исключаю, что вскоре может последовать теракт на территории Грузии, такие вещи уже происходили. Там еще нам предстоит разгребать очень серьезные дела. Тут же надо учитывать очень много факторов, прежде всего, как скоро Грузия станет членом НАТО, как достаточно эффективно Евросоюз сумеет отреагировать на этот, хотя и заглушенный в военном отношении, но в нравственном и в политическом, и в экономическом, в моральном, все-таки конфликт, он живет и он продолжает жить. Понятно, что Грузия не смирится с потерей этих двух регионов, и она будет действительно что-то делать.


Когда идут боевые действия, виноватого никогда нельзя найти. Так же, как нельзя найти абсолютно виноватого и в том, что произошло с началом войны между Россией и Грузией. Сколько времени прошло, каждая из сторон выдвигает свои аргументы, каждая из сторон выдвигает аргументы, достаточно убедительные, их слушает и НАТО, и Евросоюз, и США. Мир сталкивается с двумя истинами, с двумя правдами, собственно, это классика войны.



Любовь Чижова: Обозреватель издания "Газета" Вадим Дубнов не исключает, что последние взрывы в Цхинвали могли быть организованы российской стороной, чтобы затянуть вывод миротворческих сил. Однако он не сомневается в том, что провокации возможны с обеих сторон.



Вадим Дубнов: У меня такое впечатление, что Россия, конечно, не очень хочет выводить войска из буерной зоны до 10 октября. Но, не будучи там, очень трудно понять, действительно это провокационная возня или действительно это некая партизанщина. Потому что ни того, ни другого исключать нельзя. Я думаю, что есть и то, и другое. В принципе, конечно, было бы странно после того, что там случилось, а случилась фактически этническая чистка грузинских анклавов в Южной Осетии, было бы странным предположить, что все пройдет так тихо и гладко. Потому что слишком уж вызывающе выглядит, когда в Тамарашени, в который Грузия вложила огромные деньги, приличные деньги по тем масштабам, что Лужков там будет строить коттеджный городок. Поэтому я вполне допускаю некую партизанскую активность.


Является ли взрыв этой машины и вот это обострение началом партизанской активности, я пока сказать не могу, хотя вполне это допускаю.



Любовь Чижова: Крупномасштабную военную операцию какую-то вы там прогнозируете?



Вадим Дубнов: Крупномасштабная операция, думаю, сейчас невозможна, на это не пойдет и Саакашвили, потому что он уже играет в игру европейскую и западную, ни Европе, ни Западу крупномасштабные операции уже не нужны. Я думаю, что это некая гарантия со стороны Грузии. А со стороны Москвы, я думаю, что, в общем, она готова, с готовностью относится к подобным вещам, но думаю, что эти расчеты могут присутствовать больше теоретически, на самом деле там вряд ли это случится.



Любовь Чижова: Европейские наблюдатели могут как-то повлиять на ситуацию, как-то смягчить ее?



Вадим Дубнов: Вряд ли. Как показывает опыт, присутствие европейских наблюдателей, особенно вроде того количества, которое там находится, я думаю, что это, скорее, такой ритуальный акт, некий знак присутствия, не более того. Реального политического или военно-политического значения они иметь не будут.



Любовь Чижова: Ваш прогноз, когда долго может тянуться это противостояние, как долго может там продолжаться такой вялотекущий военный конфликт?



Вадим Дубнов: Вялотекущий может продолжаться очень долго. Потому что есть некий опыт и косовский опыт, тот же самый абхазский опыт после войны, все эти партизанские стычки, партизанские вылазки и неуправляемые какие-то силы, просто и югоосетинские ополченцы могут в это играть. И если они будут занимать эти территории, они не могут не понимать, что будет обязательно какая-то реакция. Она будет не военная, она будет такой ползучей диверсионной и это, в общем, понятно.



Любовь Чижова: Эксперты не берутся утверждать, что в связи с терактами в зоне российско-грузинского конфликта мирный план Саркози-Медведева сорван. Просто каждая из сторон трактует его по-своему и это сильно затрудняет его выполнение.