Два года назад была убита Анна Политковская

Митинг памяти Анны Политковской, 7 октября 2008 года

7 октября исполняется два года со дня убийства журналиста Анны Политковской. 18 июня было объявлено о завершении расследования этого уголовного дела, а 2 октября Генпрокуратура направила его в суд. Процесс пройдет с участием коллегии присяжных.

Обозреватель «Новой газеты» Анна Политковская была застрелена осенью 2006 года в Москве в подъезде своего дома. Обвинение в убийстве предъявлено бывшему сотруднику московского Управления по борьбе с организованной преступностью Сергею Хаджикурбанову и уроженцам Чечни, братьям Джабраилу и Ибрагиму Махмудовым. В каком именно суде пройдут слушания, пока неизвестно.


В понедельник в международном правозащитном центре «Мемориал» состоялся вечер памяти Анны Политковской. На входе в центр можно было получить экземпляр «Новой газеты» за 6 октября с фотографией Политковской на первой полосе и требованием: «Суд над убийцами должен быть открытым!».


Присутствовавшие вспоминали, каким человеком была Анна Политковская. Вот что рассказала председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина: «Познакомились мы с Аней в 1996 году, когда она с такой романтической идеей написать о чеченских детях, которые пойдут в московскую школу, нам позвонила. Я ей сказала, что идет штурм Грозного, никакие дети в Москве в школу не пойдут, потому что именно в это время Лужков издал распоряжение о том, чтобы детей без прописки в школы не брали. Вообще, к нам идут толпы людей - у нас нет ни копейки денег, мы не знаем, что нам делать. Я раздаю все сбережения своей семьи, и что вокруг нас есть. Тем не менее, денег не хватает.
На следующий день Аня была в комитете "Гражданское содействие". Она пришла с деньгами. За один день она собрала деньги в той газете, в которой тогда работала, это была "Общая газета", и тут же появилась статья, что детей не берут в школы.
Так началась Чечня Политковской. На первый же зов был немедленный отклик».


Рубрика Политковской в «Новой газете» называлась «Люди исчезающие», во время второй чеченской войны это была ее основная тема, вспоминает член Совета «Мемориала» Александр Черкасов: «Спустя три месяца после убийства Политковской случилось нечто, что можно было бы назвать чудом: число похищений людей в Чечне упало на порядок».



Во вторник в Новопушкинском сквере столицы состоялся митинг памяти Анны Политковской. Участники митинга говорили, что убийство журналистки – несомненно, политическое, вспоминали других журналистов, убитых «за слово правды». Одна из митингующих сказала, что, невзирая на дождливую погоду, все пришли почтить ее память, принесли цветы: «Мы уже здесь все поплакали, цветы возложили. Очень тяжело... Если такая будет демократия продолжаться, России не быть».

Открывал митинг Евгений Евтушенко:


«Среди других миров есть журналистский ряд. Как щедро выдают за смелость журнализма свинцовый гонорар, свинцовый гонорар... А сколько еще, пока не знамениты, их перья из трясин провинции торчат. Неужто будут все, кто не молчат, убиты, и выживут лишь те, кто мстят или молчат?!»


Участники митинга подчеркивали, что память об Анне Политковской жива до сих пор, люди помнят ее по репортажам из Чечни, по публикациям в «Новой газете».


Вспоминал свою коллегу и главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов:


«Убийцы Холодова на свободе и убийцы Ани и заказчик этого убийства тоже на свободе. Дело в суде, а убийцы и заказчики на свободе. Это, несмотря на блестящее проведенное расследование, без иронии. Мы не дадим себя обмануть. Пока убийца и заказчик на свободе, дело Ани не закончено. Дело Ани - это вообще не только дело о ее страшной смерти. Дело Ани - это 500 репортажей в «Новой газете», где она боролась с двумя омерзительными чертами сегодняшней власти - со склонностью к насилию и с алчностью».