Принятый Госдумой закон о библиотечном деле, помимо присвоения статуса национальной Президентской библиотеки имени Ельцина, предусматривает создание электронных копий любых книг через два года со дня их поступления в национальные библиотеки. Именно вокруг этого положения и разгорелись главные споры.
О том, как нововведение может повлиять на издательский рынок, рассказывает директор второй редакции издательства «Эксмо» Леонид Шкурович: «Если механизм доступа [к этим копиям - РС] будет цивилизованный, что можно ознакомиться с ними в режиме Wi - Fi , на стационарных экранах на территории библиотек, читальных залов, то я не вижу никаких принципиальных влияний, которые могут быть оказаны на книжный рынок».
Но электронные копии почти всех книг появляются в сети достаточно быстро после их выхода в бумажном виде, отмечает Леонид Шкурович: «Я не верю, что будет паломничество в библиотеки. На сегодняшний день активно развиваются платные интернет-библиотеки, стоимость скачивания там книги – 30-50 рублей. Дороже доехать туда и обратно и еще потерять кучу времени». Новый библиотечный проект может не найти популярности у читателей и из-за отсутствия комфортный условий в библиотеках, считает Леонид Шкурович: «Я могу сидеть у себя дома на диване и читать, причем скачать могу на любую читалку, не только на компьютер».
Как именно проходит доступ к электронным публикациям в Российской государственной библиотеке, рассказывает начальник управления информационных ресурсов Ганифа Гулиев: «Вещи, которые у нас есть в оцифрованном виде, хранятся внутри библиотеки, и доступ к ним осуществляется в стенах библиотеки. С авторами заключен договор согласно главе 4-й Гражданского кодекса». В залах электронных библиотек стоят компьютеры или ноутбуки, которые имеют доступ к электронным копиям книг, рассказывает он: « CD-ROM, дисковые накопители и так далее отсутствуют. Даже просмотр документов происходит постранично, то есть не весь файл целиком. Не первый год у нас этот проект идет, мы достаточно плотно обкатали этот проект. По крайней мере, до сегодняшнего дня каких-то эксцессов не было как с юридической точки зрения, так и с технической».
Получается, что писатели зря волновались - со всеми ними будет заключен договор. Однако повод для беспокойства остался, считает писатель Полина Дашкова: «Книги всех писателей, подписавших это письмо, уже существуют в десятках и сотнях электронных версий абсолютно пиратским образом. Но одно дело, когда это пиратство, и совсем другое дело, когда появляется закон, оправдывающий существование текстов в таком виде. То есть это может быть использовано для оправдания того же пиратства». В качестве примера она привела аудиокниги: «С одной стороны, они очень востребованы сейчас, а с другой - их не выгодно выпускать, потому что они мгновенно появляются в интернете, и можно бесплатно скачать. На Западе эту ситуацию как-то разруливают, потому что там более четкое авторское право. У нас пока что с ним плохо».
В принятом Госдумой документе отмечается, что «изготовление и предоставление пользователям экземпляров документов в электронном виде, в которых выражены охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации».
Вот как разъясняет эту формулировку юрист, специалист по авторскому праву Юрий Ясин: «Если речь именно о предоставлении таких документов пользователям, то это, конечно, лукавство, потому что Гражданский кодекс как раз позволяет предоставлять пользователям в рамках библиотеки эти документы. То есть никакого изменения в этом случае тогда не произошло.
А вот если речь о том, что оцифровка должна осуществляться в соответствии с положением Гражданского кодекса, как сообщает нам сайт Госдумы, то это другой вопрос, поскольку в этом случае на саму оцифровку требуется согласие автора или правообладателя».
Если такое согласование с авторами или иными правообладателями будет проводиться, это снимет опасения авторов и издательств, считает Юрий Ясин.
«Защитники проекта, в том числе представители Российской государственной библиотеки, с которыми я разговаривал не так давно, говорят, что научные, образовательные издания - это их приоритет, в любом случае они собираются заключать договор со всеми авторами, и оцифровку они собираются делать на основании Гражданского кодекса.
Они не скрывают, что собираются зарабатывать на этом, предоставляя по системе так называемого межбиблиотечного абонемента оцифрованные копии другим библиотекам, за деньги, естественно. А пользователи будут получать бесплатно уже в электронных залах этих библиотек. То есть получится, что эти библиотеки смогут зарабатывать на размещении произведений. Такие варианты, в принципе, возможны», - продолжает юрист.
Однако в таком случае сама постановка вопроса становится не очень корректной, отмечает Ясин: «Потому что получается, что три библиотеки выделяются для того, чтобы зарабатывать для себя деньги, причем законодательство, а это неправильно. Другой вопрос, что если их все-таки обяжут заключать договоры с авторами, и авторы будут получать от этого какое-то вознаграждение, тогда они окажутся в том же положении, в котором находятся остальные библиотеки, которые тоже могут делать электронные копии по согласованию с автором, но при этом они будут обязаны оцифровать это наследие, как это предусмотрено законом о библиотечном деле».
Принятый сегодня закон еще предстоит подписать Совету Федерации.