Программу ведет Андрей Шарый.
Андрей Шарый: Ажиотажный спрос возник на украинском финансовом рынке. На минувшей неделе частные клиенты банков изъяли со своих счетов вкладов на общую сумму в 3 миллиарда долларов. Несколько крупных банков заявили о замораживании или приостановке выплат. Вмешался центральный банк Украины. В "Проминвестбанке" введена временная администрация, этому банку предоставлен стабилизационный миллиардный кредит. Эксперты говорят о возможности краха национальной банковской системы. Разъяснить ситуацию я попросил известного киевского экономиста, бывшего вице-премьера правительства Украины по экономической реформе, а ныне президента Центра рыночных реформ Владимира Ланового.
Владимир Лановой: Национальный банк в первой половине года искусственно повысил курс гривны и уменьшил курс доллара, демонстрируя тем самым, что якобы в гривну можно верить. Но, к сожалению, в конце лета тенденция изменилась на противоположную, резко начал снижаться курс гривны, а доллар начал расти, без всяких объяснений Национального банка. Население в этих условиях прореагировало так, как оно должно было прореагировать. Оно не верит теперь в стабильность гривны и опасается, что доллар будет и дальше расти, а гривна будет падать. Но объективно здесь есть тоже причина, потому что дефицит платежного баланса нарастает в этом году, валютой не обеспечивается спрос на импортные товары, которые растут высокими темпами. Национальный банк просто не хочет афишировать. Действительно трудности с валютным обеспечением украинской экономики нарастают.
Андрей Шарый: Вы связываете это с мировым кредитным и финансовым кризисом или это проблема, связанная с украинской экономикой?
Владимир Лановой: И с украинской, и с мировой экономикой. С украинской стороны, это уменьшение темпов роста экспорта в связи со снижением конкурентоспособности украинской традиционной продукции, сырьевой продукции, прежде всего. Во-вторых, мировая проблема, это уход капиталов, падение рейтинга Украины на фоне мирового финансового кризиса, недоступность тех кредитов, которые украинские предприятия и банки имели в прошлом году, когда больше 12 миллиардов были инвестиции в Украину и это были рекордные показатели. Сейчас процентные ставки для украинских получателей кредитов резко выросли и многим из них отказывают.
Андрей Шарый: Есть в Украине такой "Проминвестбанк", это шестой по размеру украинский банк. В нем сейчас введена временная администрация после того, как вкладчики банка начали массово снимать деньги со счетов этой организации. Что там произошло?
Владимир Лановой: Тяжело сказать, потому что все это за тайной занавесью скрывается. Информация распространяется такого рода, что была рейдерская атака на банк, распространены информационные волны в обществе, что якобы у банка нет активов, поэтому национальный банк выделил больше одного миллиарда гривен резервного кредита для того, чтобы банк имел наличность для расчета с вкладчиками. Но, опять же, это явление нехарактерное, но оно на фоне типичных процессов. С начала года в Украине выросли проценты по кредитам и для физических лиц, и для предприятий они сейчас составляют 25-30 процентов реально. Это явилось следствием того, что в Украине разразился внутренний кризис кредитной системы после того, как Национальный банк и правительство с особым усердием начали уменьшать денежную гривневую массу, сокращать активы банков, забирать их в резервы. Потому что в начале года в Украине была очень высокая инфляция, она была угрожающей, поступили таким радикальным хирургическим методом, чем нанесли удар по банковским возможностям. Сейчас кредиты тяжело получить в Украине, поэтому на этом общем фоне - нестабильность валюты, невозможность получения кредитов плюс информация, что "Проминвестбанк" проваливается, возник такой прецедент.
Андрей Шарый: Что, люди не получат теперь деньги или банк как-то спасется, как вы считаете?
Владимир Лановой: Ресурсов у банка достаточно. Конечно, если это одно явление, единичное, то так, а если будет распространяться такая и психологическая волна на другие банки, и плюс действительно у них не будет достаточных валютных возможностей... Потому что у многих банков кредиты на Западе и это краткосрочные относительно кредиты, на 1-2 года. Поэтому сейчас время возвращать эти кредиты. И банки могут оказаться в сложном валютном состоянии. К сожалению, Нацбанк и вообще Украина не владеют такими валютными резервами стабилизирующего характера, как, скажем, Россия, для того, чтобы активно помочь таким финансовым учреждениям. Поэтому сложно сейчас четко выбрать план решения валютной проблемы.
Андрей Шарый: Это как-то связано с политической, может быть, ситуацией в стране? Кто-то решил угробить этот банк. Может быть, там есть какие-то политические группы влияния? Ясно же, что все деньги чьи-то, и они как-то связаны с политическими партиями.
Владимир Лановой: Это уже вопрос специального следствия, может быть даже не экономического следствия, а криминального следствия. Потому что во многих случаях банки используют для того, чтобы перевести деньги на какие-то потребности, даже политические. Известно, что во время перехода власти от Кучмы к Ющенко некоторые финансовые группы выводили огромные денежные средства за рубеж, боясь за свое будущее, и некоторые банки легли в тот период. Кто его знает? Может, со временем мы узнаем, что "Проминвестбанк" использован в какой-то финансово-политической комбинации, а может быть - нет.