Андрей Шарый: Лауреатом Нобелевской премии по экономике стал американский ученый Пол Кругман, профессор Принстонского университета, известный еще и как колумнист газеты "Нью-Йорк Таймс". 55-летний Кругман награжден за разработку теории о влиянии свободной торговли и урбанизации на глобальную экономику. Суть того, чем заслужил Пол Кругман Нобелевскую премию, разъясняет известный американский экономист, профессор Гуверовского института из Калифорнии Михаил Бернштам.
Михаил Бернштам: В серии статей конца 70-х, начала 80-х годов Пол Кругман обратил внимание на особенности торговли, которые возникают в условиях экономического развития, когда развивается та или иная промышленная отрасль. Скажем, он обратил внимание на сталелитейную отрасль Японии. Когда развивается та или иная отрасль, а она дает эффект по технологической цепочке для следующих производителей уже товаров из тех материалов, которые производит новая отрасль. И таким образом возникают на той или иной территории дополнительные эффекты для развития. Одна отрасль развивается и порождает другую отрасль. В этой ситуации даже выгодно, если государство несколько поддерживает эту изначально отрасль, дает ей какую-то субсидию или ограничивает импорт, то есть, что существует не чистая конкуренция, а такая конкуренция с элементами монополии. Но бывают ситуации, когда это дает отрицательный эффект. Скажем, на примере той же Японии Кругман проследил, что когда стали поддерживать промышленность полупроводников, то оказалось, что это дало отрицательный эффект для экономики Японии. То есть в целом он рассматривал ситуации, при которых происходит гибкая экономическая политика, которая дает возможность использовать то, что называется экономикой масштаба. Чем больше концентрация отрасли и нескольких отраслей в той или иной стране, тем лучше для развития экономики этой страны, в конечном счете, для мировой экономики.
Андрей Шарый: Кругман отличается либеральными взглядами на экономку и относится к числу последовательных критиков политики администрации президента Джорджа Буша. Говорит известный московский политический эксперт, приглашенный профессор Гудзоновского института в Вашингтоне Андрей Пионтковский, который регулярно знакомится с колонками Пола Кругмана в газете "Нью-Йорк Таймс".
Андрей Пионтковский: Я как раз к стыду своему не знал о его академической карьере, но я уже много лет читаю его экономическую колонку в "Нью-Йорк Таймс", она очень толковая, написана прекрасным языком, понятным для самого широкого круга читателей. Но, конечно, он человек идеологически заряженный, по американской терминологии такой крайне леволиберальных взглядов, безумно поддерживающий, конечно, демократическую партию. Поэтому, когда он выходит за рамки профессиональной компетенции, он менее убедителен, чем в чисто экономических вопросах. Это удивительный случай, когда награда нашла своего героя. Ему присвоили, конечно, не за его колонки, а за труды, опубликованные лет 20 назад, по экономической географии. Но получилось так, что сегодня, когда ему присуждена премия, именно сегодня все рынки мира, за исключением российского, пошли вверх после того, как правительства "большой семерки" приняли те рекомендации, на которых он в течение последнего месяца отчаянно в своих колонках настаивал. Кругман правильно говорил, что дело в том, что пошла цепная реакция полного недоверия во всей финансовой системе, дефицит ликвидности, и они не дают друг другу заёмов. Решение, которое он предлагал, которое в последнюю неделю продавливал Гордон Браун, как раз сегодняшняя его колонка называется "Браво, Гордон", это просто накачать финансовую систему ликвидностью и гарантировать их взаимное кредитование. И вот рынки пошли вверх и это такой большой триумф Пола Кругмана, совпавший с другой приятной неожиданностью - награждением его Нобелевской премией.
Интеллектуалы, тот круг, к которому принадлежит новорожденный нобелевский лауреат Пол Кругман, играют колоссальную роль в текущей избирательной кампании. Все они поголовно ярые энтузиасты демократической партии. Эти люди определяют политику лидера, определяют политику университетов, кинематографа, который тоже играет громадную роль. Эти люди в своем политическом энтузиазме не всегда объективны.