Джаз на Свободе №24. Арт Блэйки

Трудно посвящать передачи ударникам или контрабасистам; они организуют на свой лад пространство, в котором живет музыка. И легче описать стол или стул, чем геометрию стен и потолка. Но с Артом Блэйки просто. Он и ударник, и основатель лучшего хард-би-бопового комбо – «Вестники Джаза»… У микрофона Дмитрий Савицкий и «Джаз на Свободе».


Нашими позывными от «49» и до нынешних, были композиции Jazz Messengers : So Tied , Blues March for Europe # One и Whisper not ….



  • Moanin'


ДС: - Moanin', «Стенания», композиция пианиста «Вестников» - Бобби Тиммонса. Ли Моргэн – труба; Бэнни Голсэн – тенор-саксофон; Тиммонс – рояль; Джимми Мэррит – контрабас и Аббдулла ибн Бухайна, он же Артур, Арт Блэйки – ударные. 30 октября 1958 года; студия Руди ван Гелдэра, Нью-Джёрзи.



Блэйки, появился на свет 11 октября 1919 года и покинул наш шарик 16 октября 1990 года… Ударников, в нынешнем смысле этого слова, на заре джаза не было. Были барабанщики, (не всегда) и имена их не сохранились. Роль они выполняли метронома, держали ритм, не давая остальным музыкантам сбиться с такта, вывалиться вовне… Конечно, барабанщики, это прежде всего марши. Те самые funebres , похоронные, которые на полпути к кладбищу, удваивали ритм, со скорби переходя на жизнерадостную походку, схожую с танцем, на радость тех, кто остался по эту сторону Коцита.


Йохаим Берендт писал, что, цитирую, «… ударные в джазе создавали пространство, внутри которого и рождалась музыка. Ударным была отведена роль защитная, предотвращавшая возможность обрыва, бреши в игре. Каждый джазмен в любой момент мог соразмерить и перепроверить свою игру со свингующим ритмом ударника»…



  • Split Kick


ДС: - Split Kick. Один из первых квинтетов Блэйки. Комбо еще не обрело название «Вестников». Клиффорд Браун – труба; Лу Доналдсон – альт-саксофон; Хорэс Силвэр – рояль; Кёрли Рассэл – контрабас и Арт Блэйки – ударные. Прямая запись концерта Руди ван Гелдэром из нью-йоркского клуба «Бердлэнд» для «Блю Ноут», 21 февраля 54 года…


Арт Блэйки родом из Питсбурга. Как подчеркивают многие историки джаза, факты и вымыслы в биографии Блэйки подчас неразделимы. Так считается, что в молодости он работал на сталелитейном заводе, но подтверждений этому не обнаружено. Так же считается, что он принял ислам в начале сороковых после поездки по странам западной Африки. Но, судя по всему, он не покидал территорию США в эти годы. Однако с уверенностью можно сказать, что он начинал в оркестре Флетчэра Хэндэрсона и в 40х аккомпанировал пианистке Мэри Лу Уилльямс, а затем вошел в состав квинтета Тэллониуса Монка и стал одним из основателей движения бибоп… В 49 году Блэйки играл у Лаки Миллиндэра, и с 51 по 53 – в квартете Бадди ДеФранко.



  • Backstage Sally


ДС: - Backstage Sally , «Закулисная Салли», композиция Уейна Шортера, он же на теноре; Фреди Хаббард – труба; Кёртис Фаллэр – тромбон; Сэдар Уолтон – рояль; Джимми Мэрит – контрабас и Арт Блэйки – ударные. Ноябрь 61 года. Инглууд, то бишь студия Ван Гелдэра…



В 54 году Арт Блэйки собирает комбо, которое и сыграло Split Kick и которое считается, хоть и без официального названия, первыми «Вестниками». Второй состав, уже официально Jazz Messengers , был собран Хорэсом Силвером для студийной записи. В это комбо входили: Кэнни Дорхэм – труба; Хэнк Моубли – тенор; Силвэр – рояль; Дуг Уоткинс - контрабас и Блэйки, само собой – ударные. На следующий год Доналд Бёрд заменил Дорхэма и началась долгая история постоянно обновляемых составов «Вестников». Как говорил Блэйки: «Я буду играть лишь с молодежью. И когда я увижу, что музыканты распрощались с юностью, я опять наберу молодых. Это полезно для головы – она остается свежей»


Время, однако прощаться..



  • The Theme


ДС: - The Theme, композиция Майлза Дэйвиса… Запись 81 года. Арт Блэйки за меня объявил состав, забыв сказать, что подкаст «Джаза на Свободе» вы найдете на сайте svobodanews . ru .


Всех благ и до следующей недели, чао, бай-бай!