Правительство России пока не меняет свой прогноз роста российской экономики в 2008 году, который сейчас составляет 7,8 процента. При этом представители власти согласны с мнением экспертов, которые ожидают, что мировой финансовый кризис может заметно затормозить темпы ее развития. Начиная с конца сентября, МВФ уже дважды снижал оценку роста ВВП России в текущем году, в последний раз — с 7,1 до 7 процентов.
Старший экономист финансовой корпорации «Уралсиб» Владимир Тихомиров называет реалистичным годовой прогноз в диапазоне от 7 до 7,4 процента и отмечает, что есть заметная неопределенность относительно того, как российская экономика поведет себя в четвертом квартале. «Третий квартал будет неплохим, — говорит эксперт. — Во-первых, кризис реальной экономики России еще не коснулся. Во-вторых, существенную поддержку окажет сельское хозяйство».
По словам Тихомирова, при этом к концу года уже проявится влияние внешних факторов, поэтому российская экономика покажет более слабые результаты, чем в трех первых кварталах, что в итоге и скажется на итоговом росте. С тем, что показатели четвертого квартала могут стать неприятным сюрпризом, согласен и директор аналитического департамента Банка Москвы Кирилл Тремасов, пока прогнозирующий темпы роста ВВП России в текущем году на уровне 7,1 процента. «Экономика переживает шок, связанный с потрясениями на финансовых рынках. Они фактически привели к параличу кредитной системы, что вызвало большие проблемы в реальном секторе, — констатирует аналитик. — Мы видим на внутреннем долговом рынке вал дефолтов. Это относится к компаниям третьего эшелона, но проблемы с доступом к кредитам испытывают и крупнейшие российские компании, многие из которых уже объявили о сокращении производства, о планах по сокращению персонала — хороший индикатор тенденций, наметившихся сейчас в экономике. На планы многих компаний повлияли события на мировых рынках, прежде всего обвал цен на сырье».
Г-н Тихомиров из «Уралсиба» напоминает, что существенный рост потребительского спроса в России подпитывали два источника — увеличение зарплат в госсекторе, напрямую связанное с дополнительными доходами государства от высоких цен на нефть, и привлечение дополнительных кредитных ресурсов российскими банками, которые потом шли на кредитование потребления. «В последние два месяца мы наблюдаем и кредитный кризис, и ощутимое снижение цен на нефть и [иные сырьевые] ресурсы, которое приведет к снижению доходов бюджета», — продолжает экономист. По его словам, помимо потребительского спроса в последние два-три года российскую экономику заметно двигали вперед инвестиции. Частично оплачиваемые за счет зарубежных кредитов, они также заметно снизятся в условиях кризиса.
Не менее сложной, по мнению экспертов, будет ситуация в российской экономике и в 2009 году. По его итогам правительство ожидает увидеть темп роста ВВП в 6,7 процента, а Международный валютный фонд — 5,5 процента. Аналитик Банка Москвы Кирилл Тремасов предупреждает, что следующий год будет непростым, и ожидает снижения темпов роста ВВП до 4-5 процентов. «Во второй половине года экономика пойдет на поправку, — предполагает Тремасов. — По большому счету, это традиционный промышленный цикл, который обычно составляет от 7 до 11 лет. Не думаю, что российской экономике грозит рецессия. Мы испытаем сильное замедление, но в отрицательную область динамика ВВП не уйдет, и через год-полтора начнется восстановление и новая фаза роста.
Прогноз «Уралсиба» пока совпадает с правительственными оценками. Однако старший экономист корпорации Владимир Тихомиров признает, что определять темпы роста экономики страны в следующем году вновь будут цены на нефть. «В неблагоприятных условиях, если нефть будет стоить где-то 50 долларов за баррель, как это было в начале 2007 года, не исключено, что рост российской экономики составит чуть больше 4 процентов, — объясняет Тихомиров. — При цене в 60-70 долларов рост составит 5-5,5 процентов. Видимо, на это ориентируется Международный валютный фонд. Если же брать базовый сценарий правительства, когда нефть остается на уровне 90 долларов за баррель, то рост российской экономики может составить чуть меньше 7 процентов».
Тихомиров подчеркивает, что, по всей видимости, даже при 4-процентном росте российская экономика войдет в число быстрорастущих. Если соответствующий сценарий будет реализован, большая часть мировых экономик, в том числе и ключевых, может оказаться между рецессией, то есть спадом реального производства, и стагнацией, при которой его прирост составит менее 1 процента в год.
Впрочем, эксперты признают условность всех прогнозов относительно будущего мировой экономики вообще и российской в частности. Сначала, по их мнению, следует как минимум дождаться реакции рынков на заявленные антикризисные решения.