Любимица Баренбойма. Солистка «Штаатсоперы» Анна Самуил

Солистка берлинской «Штаатсоперы» Анна Самуил исполняет партию Татьяны в опере П.И. Чайковского "Евгений Онегин"

Когда-то русских артистов редко можно было встретить на оперных сценах мира. В Берлине, например, первым был Федор Шаляпин. После него была большая пауза. Сегодня в Европе россияне чаще выступают как гости — в русских операх. Тех, кто становятся постоянными солистами в составе трупп, не очень много. Одна из таких — певица Анна Самуил, ныне солистка берлинской «Штаатсоперы» [Staatsoper Unter den Linden]. Берлинские зрители присудили ей в этом году премию «Дафна» как самой яркой молодой артистке года.


Анна Самуил была в Москве солисткой Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Сомневалась ли она, когда замечательный дирижер и пианист Даниэль Баренбойм пригласил ее, так сказать, на постоянную работу в руководимую ему берлинскую «Штаатсоперу»? «Сомнений не было никаких, — говорит Анна Самуил. — Понимаете, я приехала сюда не просто жить, я приехала сюда работать, я приехала сюда в высоком смысле слова учиться, набирать опыт, узнавать совершенно новое. Я первый раз выступала в Берлине в 2003 году, как раз с Баренбоймом и Роландо Виллазоном, мы пели "Травиату". И когда я все это увидела, как здесь происходит, я поняла, что я должна быть здесь, потому что как артистке, как певице мне это очень важно».


Только что Анна спела на берлинской сцене Татьяну в «Онегине», а дебют в этой партии на Западе был у нее год назад в Зальцбурге, и также с Даниэлем Баренбоймом. Даниэль Баренбойм любит свою интернациональную труппу, любит своих певцов, и Анна Самуил не исключение. Маэстро легко находит со всеми общий язык в буквальном смысле этого слова. «Вообще, маэстро Баренбойм владеет, по-моему, минимум восемью языками, — говорит Анна Самуил, — и ему совершенно все равно, на каком языке говорить. Вообще, когда он в хорошем расположении духа, он прекрасно говорит по-русски, и я вас уверяю, что, в общем-то, без акцента».


Солистка берлинской «Штаатсоперы» Анна Самуил уже пять лет живет в Берлине. Привыкла ли она к германской столице? «Берлин мне показался очень милым городом, достаточно демократичным, без особых претензий и каких-то выкрутасов. В общем, я чувствую себя здесь очень хорошо. Конечно, после Москвы кажется, что здесь тихо, на улицах никого нет, в метро вообще пусто. С другой стороны, это город очень красочный, разноплановый, здесь много всякого разного народа, и поэтому здесь не чувствуешь себя какой-то белой вороной, здесь не чувствуешь себя чужим. Я думаю, что это не везде так, а Берлин именно этим и отличается», — считает Анна Самуил.


Интересно, что Анна, дочь музыкантов, до того, как закончить Московскую консерваторию как певица (она ученица Ирины Архиповой), получила в той же консерватории диплом скрипачки. На мой вопрос, прикасается ли она иногда к скрипке или распрощалась с ней навсегда, Анна Самуил ответила: «Я касаюсь иногда, но сейчас я должна ее ремонтировать, там кое-какие неполадки. Но, в принципе, руки помнят еще, после стольких лет это сложно потерять».


— У меня был когда-то учитель музыки, очень давно, он был и дирижер, и скрипач, и он учился когда-то у Полякина.


— Мирон Полякин, конечно, я знаю.


— И он просто для себя вдруг брал скрипку и играл Баха. Иногда бывает такой порыв, что взяла бы скрипку и...


— Да, я играю иногда, но зависит от настроения — могу сыграть Баха, а могу сыграть Брамса или Чайковского, что сейчас бы подошло. Да, конечно, это иногда успокаивает нервы и вообще как-то настраивает мысли на другой лад.


Ныне Анна поет на самых престижных оперных сценах мира, в частности в Ла Скала и Метрополитен, где спела Мюзетту в опере Пуччини «Богема», в том спектакле партию Мими исполняла другая Анна — Анна Нетребко, партию Рудольфо — Роландо Виллазон, а дирижировал Пласидо Доминго. Помимо большой сольной работы, Анна успевает делать и собственные записи камерного репертуара, являясь одним из проводников русской музыки на Западе. Доказательство этому — ее новый только что вышедший диск «Ангел и демон», о котором Анна Самуил рассказала: «Да, дело в том, что в этом году, 2008 год — это достаточно важная дата, это столетие со дня смерти Николая Андреевича Римского-Корсакова. В России довольно широко отмечается, везде какие-то идут постановки или возобновления в оперных театрах. Здесь этот композитор практически неизвестен, хотя я считаю, что это один из сильнейших оперных сказочников, так скажем, и по краскам, и по оркестровке он в чем-то близок даже к Вагнеру. Но мы для этого диска с мексиканским баритоном Альфредо Дазо, он тоже работает здесь, выбрали его романсы, самые трогательные, самые проникновенные. И все это романсы на стихи Пушкина, Майкова, Фета, то есть это еще и очень высокая поэзия. "Ангел и демон", потому что там называемые один из дуэтов, и мы подумали, что для диска это очень хорошее название, потому что каждый раздираем ангелом и демоном, это касается всех».