В комплекс зданий исламского центра входят центральная мечеть имени Ахмата-хаджи Кадырова, Российско-исламский университет и офис Духовного управления мусульман Чеченской республики. Мечеть имени Кадырова называют одной из самых больших мечетей Европы. Одновременно встать на пятничную молитву в этой мечети могут более 10 тысяч человек.
На открытие исламского центра в Чеченскую республику съедутся гости из дальнего и ближнего зарубежья, ожидается приезд полномочного представителя президента России в Южном федеральном округе Владимира Устинова. После открытия мечети и обеденной молитвы гости Грозного посетят Исламский университет Духовного управления мусульман и Музей имени Ахмат-хаджи Кадырова.
До завершения II Международного мусульманского форума, в котором примут участие представители более 60 мусульманских стран, центр Грозного будет закрыт для проезда автотранспорта.
Операция «Стоп, колеса» в чеченской столице началась 16 октября в 9 часов утра в связи с приездом в Чечню премьер-министра России Владимира Путина. В ходе рабочей поездки Путин посетил Гудермесский район, где в результате землетрясения разрушены дома местных жителей и госучреждения. Владимир Путин также побывал в центральной мечети Грозного, где все готово к приезду гостей. Меры безопасности в республике приняты на высочайшем уровне. Все силовые структуры чеченской милиции несут круглосуточное дежурство совместно с военнослужащими Минобороны России.
Уместны ли широкомасштабные торжества в республике, пережившей землетрясение? и какие цели преследует Рамзан Кадыров, сооружая в небольшом городе огромную мечеть? Политолог Тимур Мурзаев предлагает такое объяснение этому:
- Открытие мечети планировалось несколько лет, оно никак не коррелирует с последствиями трагического землетрясения. Самая большая мечеть на Северном Кавказе должна засвидетельствовать авторитет власти, утвердить ее незыблемость. Таким образом Рамзан Кадыров как бы демонстрирует, что его власть зиждется на прочной основе, и она воцарилась надолго, навсегда. Она основывается на авторитете ислама, который пользуется огромным авторитетом в Чечне.
- Но есть другой аспект. Мечеть - это и свидетельство восстановления республики. Это как бы свидетельство одновременно и торжества власти, и восстановления Грозного, которое довольно успешно продвигается последние годы правления Кадырова.
- Неужели авторитету Рамазана Кадырова что-то угрожало, что заставило его осуществить такой масштабный проект?
- Авторитет Кадырова все-таки основывается на поддержке федерального центра. Эта поддержка бывает весьма изменчива. К тому же любая власть, которая имеет столь неограниченные полномочия, имеет столь большой кредит полномочий и от федерального центра, и от населения, в любом случае стремится утвердить свой авторитет некими символическими фигурами. И чем авторитетнее власть, тем более монументально такое символическое строительство. Рамзану Кадырову не нужно утверждать свой авторитет, этот символ является как бы выражением его авторитарной власти в республике.
- Недавние митинги за объединение Чечни с Ингушетией, говорят, проводились с согласия руководства республики. Можно ли в связи с этим считать торжества демонстрацией Грозного в качестве процветающей столицы воссозданной Чечено-Ингушской республики?
- Да, чем больше успехи, чем больше власти, полномочий у нынешнего правительства Чечни, тем больше замыслы и тем грандиознее планы. Вполне вероятно, что может и закружиться голова, и некоторые стратеги из республиканского правительства могут планировать какие-то акции в поддержку объединения с Ингушетией. Тем более что мы знаем, что в федеральном центре тоже вынашиваются планы укрупнения республик, считается, что таким образом регионы будут легче управляемы.
- Кадыров демонстрирует хороший уровень управляемости регионом. Я не исключаю, что есть соблазн подчинить ему нелояльные или малоуправляемые регионы Российской Федерации, каким сейчас явно становится Ингушетия.