Рамзан Кадыров духовно укрепил свою власть

Внук Аллы Пугачевой Дени (слева) прибыл на торжества вместе с отцом - бизнесменом Русланом Байсаровым

В Грозном сегодня проходят торжества по поводу открытия мечети имени Ахмата Кадырова. В Чечне утверждают, что она стала самой большой мечетью в Европе. Вчера её показали премьер-министру России Владимиру Путину, посетившему Грозный с однодневным визитом. Завтра в Грозном откроется международный исламский форум "Ислам - религия мира и созидания", в котором будут участвовать более 200 делегатов из многих мусульманских стран. Накануне в чеченской столице состоялись митинги с требованиями воссоединить Чечню и Ингушетию в единый субъект Федерации.


Мечеть имени Ахмата Кадырова стала частью гигантского комплекса под названием «Сердце Чечни». В него входят духовное управление мусульман республики, исламский университет, медресе, библиотека и общежитие для студентов. Новая мечеть считается одной из самых больших в Европе. Одновременно встать на пятничную молитву в ней могут более 10 тысяч человек.


Политолог Тимур Музаев считает, что открытием исламского центра президент Чечни Рамзан Кадыров демонстрирует, что его власть зиждется на прочной основе исламских ценностей, и она воцарилась надолго. Для Чечни, где ислам пользуется огромным авторитетом, это очень важно. С другой стороны, по мнению политолога, новый исламский центр - это и свидетельство восстановления республики, которое стало особенно наглядным в последние два года. «И факт появления большого храма, на самом деле украшающего центр города, - говорит Тимур Музаев, - вполне доброжелательно встречается жителями республики».


Все эти события происходят на фоне недавних митингов в Грозном, на которых жители республики выступали за ее объединение с соседней Ингушетией. Некоторые эксперты утверждают, что эти митинги были организованы непосредственно при участии руководителей Чечни. Другие считают, что идея объединения Чечни и Ингушетии исходит из Магаса.


«Чеченцы нам братский народ. И мы не раз доказывали это и в чеченскую войну, и во все времена, - говорит ингушский общественный деятель Магомед Хазбиев. – Но у чеченцев своя конституция, а у нас своя. Мы будем против этого объединения, будем строить свою республику сами. У нас должен быть свой президент, который работает во благо своего народа, свое правительство, свой парламент, который, конечно, в данное время ничего не делает для собственного народа, только делает все возможное для собственного обогащения. Они задавили народ до такого состояния, народ до такой степени запуган, что многие из них готовы податься хоть к кому угодно, если нас будут присоединять, не откроют и рта. Поэтому все эти убийства, все что творилось с республикой, нам кажется, это было запугивание перед вот этим спектаклем - присоединением ингушей к чеченцам».


Эксперт по проблемам Кавказа Вадим Дубнов считает, что проект под названием «Чечено-Ингушетия» выгоден Рамзану Кадырову: «Я думаю, что эта инициатива, которая время от времени возникает, исходит из Чечни и от ее руководства. Я не думаю, что к ней можно относиться всерьез. Она, скорее, говорит о некоем соотношении сил. Сейчас Рамзан Кадыров, видимо, решил, что есть возможность опять об этом заговорить, потому что это, безусловно, его усиление на всей территории, где он себя показал. И сейчас в силу особой ситуации в Ингушетии может показаться, что это соблазн отдать территорию под его начало. Но, я думаю, что у него все-таки достаточно много противников этой идеи в Москве, несмотря на то, что было значительно меньше противников в самой Чечне. Вряд ли в Москве решаться на такое усиление своенравного и непредсказуемого лидера».