Юрий Вачнадзе: «Великое над преходящим»

Сохранение культурных связей может стать спасательным кругом, когда отношения между государствами окончательно испорчены. Общеизвестно, что деятели культуры - люди цивильные, современные, не путающие государственные интересы с дружбой народов, всегда останутся друзьями, а главное – вне политики. Концерты в Москве и Петербурге группы ”ДДТ” Юрия Шевчука с участием грузинского и осетинского коллективов являют собой замечательный пример обращения к общечеловеческим ценностям.


Может ли какой-либо российский (грузинский, киргизский - далее везде в постсоветском пространстве) политик даже в страшном сне представить себе, что в день независимости его страны, в самый ответственный момент праздника прозвучит произведение Леонарда Бернстайна, Джорджа Гершвина или американский марш «Янки-дудль»? Сама постановка вопроса кажется абсурдной. Между тем, в нынешнем году в День Независимости США кульминацией праздника в Вашингтоне стал фейерверк, прошедший под звуки самого, быть может, патриотичного произведения Чайковского – увертюры «1812 год». На титульном листе партитуры композитор написал: «Сочинил по случаю освящения Храма Христа Спасителя». В этом произведении Петр Ильич, как известно, использовал мелодию гимна «Боже, Царя храни!» на слова Алексея Федоровича Львова. Не надо доказывать, что увертюра утверждает единство православия, самодержавия и народности. Америка страна демократическая, многонациональная, многоконфессиональная. Однако факт остаётся фактом: мировая сверхдержава склонила голову перед великим искусством, причём это сделали не интеллектуалы-музыковеды, а прагматичные политики.


Выступая на фестивале русской культуры в Нью-Йорке, мэр города Майкл Блумберг сказал, что русские подарили Америке вертолёт, телевидение и ”Google”. Он назвал авторов этих замечательных открытий – Игоря Сикорского, Владимира Зворыкина, Давида Сарнова, Сергея Брина. Невозможно представить, что Блумберг сделал это по принуждению. Как тут не вспомнить скандал, связанный с присуждением в хрущёвские времена первого места на конкурсе Чайковского американцу Вэну Клайберну. Знаток кукурузы со скрипом капитулировал перед общественным мнением. Да что Хрущев! Еще до пятидневной войны в одном из политических шоу на грузинском телевидении высокий чиновник из правительства с оттенком пренебрежения говорил о творчестве Достоевского и советовал «читать вместо него Скотта Фитцджералда». После грузино-российской войны неприглядно выглядят потуги некоторых российских и грузинских деятелей культуры смешать в одну кучу политику и культуру. Великое стоит над преходящим.