«Корабли пустыни» на гладиаторской арене. Верблюжьи бои в Турции

Перед началом боев на манеж выводят молоденькую верблюдицу, чтобы раззадорить флегматичных самцов

Верблюжьи бои проводятся в Турции более двухсот лет. Обычно они организуются в осенне-зимнее время, когда животные наиболее агрессивны. Перед началом боев министерство по делам спорта и туризма страны распространяет точное расписание, где указано, в какое время и в каком городе пройдут очередные битвы.


О начале верблюжьих боев возвещают громкие звуки барабанов-давулов и протяжной зурны. Красавцы верблюды шествуют, как манекенщицы на подиуме. Гардероб у животных — как у заправских модниц. Яркие плетеные украшения, бусы из поделочных камней, монеты, тканые ковры, которые ткут на заказ в Анатолии. За день до состязаний верблюда обвешивают украшениями, словно невесту. Вешают яркие талисманы-обереги, закрепляют на холке покрытое ткаными коврами седло, которое выполняет роль балансира и не дает животному упасть во время боя. На яркой материи «пеш» пишется имя верблюда, которое, для лучшего обозрения, прикрепляют на горб. Чтобы привлечь внимание зрителей, верблюдов называют в честь известных политиков и артистов. Так, пару лет назад в Измире боролись друг с другом Джордж Клуни и Джордж Буш.


Camel Fest


На верблюжьи бои съезжаются художники. Один из них — Явуз Таниели, известный турецкий пейзажист, получивший славу знатока верблюжьей красоты. Его полотна под названием «Фигура верблюда на фоне заходящего солнца» или «Одинокий верблюд» не раз выставлялись в местных галереях: «Верблюд в Турции давно поэтизирован. Вся наша торговля с Центральной Азией производилась караванами, на верблюдах. Трудно предположить, как смогли бы выжить кочевые народы без этого животного. Им нет равных по силе, мудрости и смелости. Вот, например, лошадь едва поднимает третью долю от той ноши, что может нести на себе верблюд. Лошадь требует большего ухода, она более капризна, чем верблюд, который, кажется, застыл в философском молчании и доволен всем, что есть…»


Официальными спонсорами верблюжьих боев становятся местные производители спиртного, а также табачные компании, которые щедро оплачивают соревнования — в своих собственных интересах. Например, торговый бренд Camel ежегодно тратит на популяризацию верблюжьих боев значительные средства из своего рекламного бюджета. И это приносит плоды — возможно, поэтому сигареты именно этой марки пользуются наибольшим спросом среди курящего населения Турции.


Вокруг верблюжьих боев кипят нешуточные страсти. Несмотря на официальный запрет, действует подпольный тотализатор, который прокручивает внутри себя довольно солидные суммы. Это, кстати, объясняет высокую стоимость билетов — на иные бои с участием любимчиков публики цены доходят до тысячи долларов, как на популярный футбольный матч. На фаворитов ставят, не скупясь, суммы с трехзначными нулями. Если повезет, по окончании состязаний владелец победившего верблюда может положить в карман сумму, которой с лихвой хватит, чтобы в течении года содержать не только животное, но и всю семью! На фаворитов ведется настоящая охота. Из стран Персидского залива, не привлекая внимания, приезжают доверенные лица шейхов, которые не скупятся, чтобы приобрести очередного красавца-самца. Сильный, молодой племенной верблюд может стоить дороже редкой гоночной автомашины. В минувшем году, например, победитель турнира был продан одному арабскому шейху за два с половиной миллиона долларов.


Целебная слюна верблюда


Владелец одного из верблюдов, фермер Саваш, не первый год участвует в соревнованиях: «Я с юго-востока, у меня большая семья. В нашем селе все уже давно пересели на автомобили, считают, что верблюды — это ушедшая старина. Односельчане используют автотранспорт и считают меня глупцом. Однако, я не в обиде. Верблюд кормит меня и всю семью. Во время состязаний я всегда получаю выгодный контракт: везу верблюдов в Анталию, в отели, развлекаю туристов...»


Город Сельчук, расположенный в шестистах километрах южнее Стамбула, считают центром турецкого «верблюдоводства». Бои проходят на территории бывшей военной базы НАТО. Чтобы не допустить ран и увечий, во время боя дежурят пожарные с брандспойтами, а на верблюдов, словно на бойцовских псов, надевают настоящие намордники. Перед началом боя для затравки на манеж выводят молоденькую самку, и за какие то двадцать минут состязания неторопливые флегматичные самцы превращаются в настоящих демонов. Чтобы выяснить, кто самый достойный, верблюды с пеной у пасти бросаются друг на друга, хватаются зубами за холку, передними ногами стараются сбить противника с ног, бодаются, роют землю, хрюкают и плюются. Зрители криками и шумом аплодисментов выражают поддержку — не беда, что некоторые могут быть оплеваны с головы до ног. Многие сознательно подставляют голову! По словам фармацевта Хасана, верблюжья слюна весьма целебна: «Турецкие ученые доказали, что самая обычная слюна верблюда благоприятно влияет на кожу. Производители косметики уже начали производство лосьонов и кремов на основе верблюжьей слюны, которые обладают замечательным увлажняющим и антимикробным эффектом».


В состязании участвуют только верблюды, рожденные от одногорбой самки, так называемые дромедары, которых в Турции называют смешно и нежно «тюлю». В отличие от бактрианов, своих двухгорбых собратьев, дромедары более легки и подвижны, у них маленький короткий хвост. К тому же самцы в обычной жизни обладают ласковым, доверчивым характером, что облегчает их разведение на фермах. Одна из таких ферм в окрестностях города Сельчук выпускает не менее трехсот литров пастеризованного верблюжьего молока в день, которое пользуется довольно большим спросом у местных жителей.