Самое сильное звено с точки зрения внутреннего потенциала и развития – пресса. Среди представителей российских масс-медиа есть профессионалы мирового уровня. К ним прислушиваются за рубежом, с их мнением считаются и воспринимают всерьез, в отличие (не в обиду будет сказано) от российских футбольных хозяйственников.
Помимо того, что есть сильные фигуры, российские спортивные СМИ отличает большое разнообразие. И здесь я позволю себе небольшое отступление, вспомнив ныне покойного грузинского политика Джабу Иоселиани, вошедшего в постсоветскую историю благодаря фразе, обращенной к депутатам парламента. «Демократия, - сказал Иоселиани, - это вам не лобио кушать».
Был в числе его перлов еще один, также обращенный к парламенту. Когда депутаты не пришли к единому мнению по поводу выбора нужной кандидатуры, Иоселиани объявил, что никто не разойдется, пока решение не будет принято. «Посмотрите, - сказал он. – Здесь полный зал людей. Хотите избрать выдающегося писателя, инженера, ученого, деятеля культуры – пожалуйста. Хотите авторитетного человека в криминальном мире – я к вашим услугам. Хотите коммуниста – вот сидит Шеварднадзе. Хотите представительницу древнейшей профессии – тоже есть»…
В российской прессе вся эта палитра также представлена – от серьезных аналитических изданий до так называемых таблоидов. У каждого - свой читатель, зритель, слушатель. Значит, «товар», который они предлагают, востребован определенными категориями болельщиков и дает определенные дивиденды.
Печатные средства массовой информации не приносят футболу прямой материальной выгоды. Они работают на популяризацию игры, пропаганду. То есть косвенно раскручивают бизнес, подогревая к нему интерес. С точки зрения воздействия на руководящее звено газеты играют даже большую роль, чем телевидение. У клубных боссов не всегда бывает время на то, чтобы посмотреть какую-то передачу, зато статьи они штудируют очень внимательно, особенно если это касается их команд.