Большой мультипликационный фестиваль





Марина Тимашева: С 1 по 16 ноября на 12 кинотеатральных площадках Москвы пройдет Большой мультипликационный фестиваль. Причем, фильмы для детей будут показаны в детских кинотеатрах, о существовании которых лично я не подозревала. Своим недоумением я делюсь с программным директором фестиваля Диной Годер.




Дина Годер: Оказывается, они есть. Их количество увеличивается постепенно, потому что продолжают ремонтировать какие-то здания, микроскопические кинотеатры на 100-120 мест. И у них обычно, при тех же кинотеатрах, клубы детские. Там билеты очень дешевые, по 20-40 рублей. Их спонсирует правительство Москвы. Они, честно говоря, довольно вяло живут. У них мало собственных идей. Они не очень понимают, как можно зазвать ребят, хотя они находятся, практически все, в отдаленных районах на окраинах Москвы. Казалось бы, родителям хорошо было бы во время каникул: дал ребенку 30 рублей, и он сидит себе в кинотеатре. Но, к сожалению, никто себе не представляет, что такое есть. Люди иногда в соседнем доме живут, но не знают, что есть такой кинотеатр, совсем дешевый. Поэтому у нас в прошлом году были проблемы. Мы показывали шикарную программу. И в одни кинотеатры, где хорошее начальство, народа - битком, только прибегали и спрашивали: «Когда еще? Мы так хотим!». А в других приходишь, сидит в стоместном зале 20 человек. Естественно, эта проблема есть. В прошлом году у нас было 8 программ детских, больше часа каждая. При том, что я их составляла только из фильмов, снятых после 2000 года, и только российских.




Марина Тимашева: Детская программа неоднородна, рассчитана на разный рост и возраст. Одна – для самых маленьких, четырехлетних.




Дина Годер: Там шикарные мультфильмы, призовые по всем фестивалям. Плохого не берем. Но те, которые можно смотреть с 4-х лет, их приятно смотреть и в 45. Вторая программа это школьники - с 8-и, а третья программа, в сущности, взрослая - с 12-ти лет. Просто там нет чего-то глубоко философского, нет того, что может быть страшно или эротично. А так, в общем, вполне взрослая программа.




Марина Тимашева: А есть какой-нибудь любимый мультфильм из тех, что видела?




Дина Годер: Был фильм, который называется «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Это мультфильм Александра Бубнова, который получил огромное количество призов, в том числе на фестивале в Суздале. Это совершенно прелестная пародия на известный телесериал. Она очень остроумно нарисована, но при этом это совершенно самостоятельная история. Режиссер Александр Бубнов, очень хотел сделать вторую серию про того же доктора Ватсона. Но у нас не очень легко получить деньги от государства. И он в какой-то момент, впав в отчаяние, сказал, что собирает деньги с народа через интернет. Оказалось, что довольно много людей видели его фильм, и очень будут рады дать каждый какую-то сумму, 100-200 долларов, на то, чтобы он смог сделать второй. И он сказал, что денег набрал, и будет такой народный фильм.




Марина Тимашева: Афиша анимации для взрослых тоже делится на разнообразные рубрики. В программе «Имена» - ретроспектива, в частности, будут фильмы Федора Хитрука и эстонского классика Прийта Пярна. Программа «Школы» представляет младшее поколение мультипликаторов. Под названием «Победители» скрываются фильмы-лауреаты международных фестивалей прошедшего года. А вот еще что-то любопытное: документальные фильмы.



Дина Годер: Это документальное кино про анимацию. У нас там будет, например, фильм про кукольную анимацию в Эстонии, про белорусскую анимацию, у нас будут фильмы про Александра Татарского, потому что студия «Пилот» ( ей исполнилось 20 лет) это Александр Татарский, конечно же. Там будет программа, связанная с пластилиновой анимацией, потому что у нас есть спецпрограммы по техникам. Одна из этих спецпрограмм посвящена пластилину. И будет программа по сыпучей анимации. Режиссеры «Пилота» будут показывать, как это снимать, и будет возможность у детей поснимать самим, и тут же увидеть, что получается.



Марина Тимашева: А что такое «сыпучая анимация»?



Дина Годер: Анимация из сыпучих материалов. То есть можно, например, на подсвеченном стекле или на цветной бумажке выкладывать картинки из чего угодно, что сыпется, и прямо руками их все время менять. Это может быть высушенный кофе, это может быть соль, а соль может быть подкрашена в любой цвет. У нас есть такой мультфильм, где очень смешные картинки складываются из гвоздики, корицы, перца или чего угодно еще, вплоть до металлических опилок. Это очень экспрессионистская, очень нежная техника, которая дает очень красивые картинки. И у нас будет очень большая программа, в которой, например, один из первых фильмов - фильм, сделанный Екатеринбургской киностудией, где художником был лауреат «Оскара» Александр Петров.





Марина Тимашева: Какие техники теперь используются чаще всего, если не считать компьютерной анимации?




Дина Годер: По-прежнему нет важнейшей техники, именно потому, что тут человек сам выражает себя, а каждый пишет, как он дышит, снимает, как он дышит. Разумеется, сейчас очень много работы с компьютером, но это просто инструмент. Конечно, есть такие люди, которые, как Норштейн, ни за что в руки не возьмут компьютер. Он считает, что это мертвое, это снижает наши эстетические задачи, когда мы используем компьютер. Так, конечно, не все считают, многие все-таки пытаются хоть чуть-чуть себе упростить жизнь. Это графика настоящая, но, тем не менее, рисуют многие в компьютере, либо рисуют на бумажке, а потом собирают в компьютере. А так техники очень разные. Сейчас есть великолепные фильмы из комбинированных техник, где соединяются рисованная, 3 D , куклы, предметы. Очень симпатичная рукотворная предметная анимация, потрясающие коллажи. Там огрызочки бумажки, какие-то предметики смешные. Чем сложнее, чем рукотворнее, чем простодушнее техника, тем лучше получается результат. Она такая теплая, человеческая, в ней видно движение руки, ничего не усреднено. И я знаю, что многие мои друзья- аниматоры, даже когда в компьютере снимают, делятся друг с другом возможностями, как отключить какие-то опции для того, чтобы было ощущение движения человеческой руки, чтобы были ошибки. Потому что хорошо смотрится только тогда, когда есть ошибки. А иначе все становится усредненно и скучно.





Марина Тимашева: А вот менялось ли за последние годы мировоззрение, мироощущение, настроение фильмов, можно ли выделить какие-то общие сюжеты или темы?




Дина Годер: Я боюсь, что в нашей анимации этого нет. Дело в том, что наша анимация снимается только на государственные деньги. В анимации мировой за то время, что я ее наблюдаю, снято огромное количество фильмов такой социальной тематики. Особенно много фильмов, снятых молодыми людьми, которых беспокоит одиночество, неустроенность. Настоящие подростковые проблемы. Этого много. Мне кажется, что наша анимация в большой степени была бы такой, если бы у нас была возможность хоть немного снимать фильмы не за государственные деньги, а для себя. И мы это видим во флеш анимации. У нас, кстати, будет программа флеш анимации. Там решают политические проблемы люди сами, когда они делают это в свободное от основной работы время, просто сидят дома и рисуют на компьютерах. Она у нас очень простенькая, но, тем не менее.





Марина Тимашева: Дина Годер – моя коллега, то есть театральный критик. И мне интересно, отчего она несколько лет назад занялась анимацией, не оттого ли, что, как и мне, в театре ей становится все скучнее и скучнее?




Дина Годер: Во-первых, всегда хочется быть перебежчиком, чтобы было такое место, где можно просто укрыться, когда очень плохо в своем кругу. Во-вторых, дело в том, что есть среда людей – аниматоров (режиссеров, художников) - которая поразительным образом совершенно отличается от круга театрального и, тем более, кинокруга. Это люди, в которых отсутствует полностью всякий снобизм, и здесь очень важно, что это те люди, которые при том, что они много работают головой и воображением, очень много работают руками. А когда люди работают руками, они становятся совершенно другими. Плюс у них все время как бы меняется профессия, и это очень важно. Вот сегодня ты режиссер своего фильма, а твой друг у тебя работает аниматором или художником. А завтра - все наоборот. Аниматоры же не медийные люди. Когда человек четыре раза на «Оскара» номинируется, и то не все представляют себе, как он выглядит. Это совершенно другие люди, с ними легко иметь дело. Я их самих очень люблю, и очень люблю с ними общаться.