Сегодняшний факт. Закрылся старейший в мире гражданский аэропорт – берлинский Темпельхоф


Андрей Шарый : А сейчас я представлю вам заключительную рубрику программы «Время Свободы» - «Сегодняшний факт».


31 октября закрылся старейший в мире гражданский аэропорт – берлинский Темпельхоф. В Германии этот комплекс, введенный в строй в двадцатые годы прошлого века, считают символом многих событий ХХ века – и разделенного на две части Берлина, и символом «железного занавеса». В тридцатые годы Темпельхоф был перестроен и некоторые время являлся самым большим зданием в мире. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.



Юрий Векслер : В германской столице есть два других аэропорта, Тегель и Шёнефельд. После падения стены стало понятно, что дорогой в эксплуатации аэропорт в центре города Темпельхоф и есть тот самый третий лишний. В апреле нынешнего года поклонники Темпельхофа пытались всеобщим голосованием горожан предотвратить неминуемое, но не собрали достаточного числа голосов. За что они боролись? За историю и легенду.


Еще в 1999 гдоу на Темпельхофском поле Орвилл Райт представил свой летательный аппарат, проводил показательные полёты и установил несколько рекордов. А в 1923 году здесь начала действовать Первая авиалиния Берлин с Кенигсбергом. При нацистах в 1934 году по проекту архитектора Эрнста Загебиля было начато строительство и нового, в форме подковы, аэровокзала площадью в 284 тысяч квадратных метров. По тем временам это было самое крупное здание в мире. Оно и сегодня входит в первую двадцатку.


В апреле 1945 года аэропорт Темпельхоф был оккупирован советскими войсками, а 4 июля того же года был передан американцам. Во время инициированной советскими властями блокады Западного Берлина Темпельхоф использовался для доставки в город продовольствия. Авиаснабжение Берлина продуктами по воздушному мосту, соединившему город с другими западногерманскими городами, продолжалось по 12 мая 1949 года. Американский пилот Гейл Хелворсен кроме всего прочего сбрасывал для берлинских детей из окна кабины сладости на парашютиках из носовых платков. Поэтому «Дугласы» берлинского воздушного мосту немцы стали называть «изюмными бомбардировщиками».


И вот спустя почти 60 лет именно такой старый изюмный бомбардировщик и был последним самолетом, который вместе со старым Юнкерсом Ю 52-3м и взлетел в берлинское небо. Оба самолета направились в аэропорт Тегель, символически завершив историю аэропорта Темепельхоф.



Андрей Шарый : Окончательного решения о дальнейшем использовании комплекса Темпельхоф не принято. Власти Берлина до конца года собирают предложения от всех желающих на специальной странице в интернете. Один из авторитетных планировщиков современного берлина, руководитель фонда "Будущее Берлина" Фолькер Хассмер предлагает не спешить с определением судьбы Темпельхофа.



Фолькер Хассмер : То, что в центре большого города вдруг возникает свободная площадь – это подарок судьбы, о котором другие города могут только мечтать. Такие города страдают от невозможности воплощать новые большие архитектурные проекты и идеи, так как для них просто нет места. Нашим политикам трудно, их торопят: «Делайте что-нибудь побыстрей!» Но именно что-нибудь первое попавшееся и противопоказано этому уникальному месту. Важно, какие идеи скрываются за названиями предлагаемых проектов.


Мне близка странная идея объединить на бывшем летном поле два берлинских зоопарка, но только если в результате разработки появилось бы такое сочетание парка и зверей, которого еще не было. Если бы такой проект был разработан с учетом всех аспектов на много лет вперед, то я поддержал бы, например, такую идею. Но повторюсь - нужны идеи с настоящим размахом. Например, прозвучавшая уже идея музея авиации кажется наиболее близкой бывшему аэропорту, но тогда она должна быть так решена, чтобы сделать центр авиации мирового масштаба, а это сегодня ни городу, ни федеральному правительству, боюсь, не под силу.


Нужно активно и агрессивно искать идеи по всему миру. Я не верю, что при такой площадке, как Темпельхоф, не найдется в мире человек для реализации чего-то грандиозного. Он есть где-то, этот человек, который скажет: «Если вы отдаете это уникальное пространство мне, то я позабуду про Дубай и Шанхай, так как такую возможность человек может получить в своей жизни только один раз». Надо терпеливо искать такого человека. И самими поисками привлекать внимание к этому месту, нашему Темпельхофу. Вот та деятельность, которой я ожидаю от города и правительства, а не быстрого сбывания этого уникального подарка судьбы с рук.



Андрей Шарый : Гостями рубрики «Сегодняшний факт» были немецкий архитектор Фолькер Хассмер и мой берлинский коллега Юрий Векслер. 31 октября закрылся старейший в мире гражданский аэропорт – берлинский Темпельхоф.