В канун президентских выборов в США: последние усилия кандидатов


Сергей Сенинский: В Соединенных Штатах в последние дни перед президентскими выборами, которые пройдут 4 ноября, оба кандидата предпринимают немалые усилия, чтобы привлечь на свою сторону тех избирателей, которые еще не решили, за кого же они будут голосовать. Наш корреспондент в Вашингтоне Владимир Абаринов рассказывает.



Владимир Абаринов: В среду вечером сразу четыре общенациональных телеканала в одно и то же время показали предвыборный ролик Барака Обамы продолжительностью в полчаса. Он начинается как эпическое кинополотно. Сенатор Обама выходит из-за письменного стола в кабинете, похожем на Овальный кабинет президента. За спиной у него – государственный флаг США.



Барак Обама: С каждым месяцем наша страна переживает все более трудные времена. Но, куда я ни поехал, несмотря на экономический кризис, войну и неуверенность в завтрашнем дне, я все равно вижу оптимизм, надежду и стойкость...



Владимир Абаринов: Роликов такой протяженности президентские выборы в Америке еще не знали. Показанный в прайм-тайм, когда рекламное время стоит особенно дорого, он должен был продемонстрировать несокрушимую мощь кандидата демократов. Судя по опросам, он действительно несокрушим. В этом убеждал на днях избирателей 42-й президент США Билл Клинтон.



Билл Клинтон: На самом деле, здесь нет вопросов. Если вы принимаете решение о том, кто способен вытащить нас из ямы, у кого лучшее мировоззрение, лучшие взгляды, лучшие способности и лучшие суждения, я думаю, становится вполне очевидным: следующим президентом Соединенных Штатов должен стать – и с вашей помощью станет – сенатор Барак Обама.



Владимир Абаринов: Тем не менее, борьба еще не закончена. Кандидат республиканцев Джон Маккейн сохраняет шансы на победу. За последние дни он сумел сократить разрыв на два процентных пункта и отстает теперь примерно на шесть. Советники Маккейна рассчитывают на колеблющихся избирателей, которых по-прежнему много. Особенно эффективным оказался ход Маккейна, связанный с неудачно употребленным Обамой выражением «перераспределение богатства». Соперник тотчас обвинил его в социалистических воззрениях. Как показали опросы, это не понравилось избирателям. Тогда вдруг обнаружилось старое интервью Обамы, доказывающее, что это не оговорка.



Барак Обама: Думаю, одна из трагических ошибок движения за гражданские права заключалась в том, что оно свелось к судебным тяжбам, свернуло с пути политической борьбы, мобилизации людей через низовые организации, создания действительно могучих коалиций, способных добиться перераспределения.



Владимир Абаринов: Эту тему Джон Маккейн эксплуатирует в каждом своем выступлении.



Джон Маккейн: После нескольких месяцев предвыборного красноречия мы, наконец, узнали, каковы экономические цели сенатора Обамы – перераспределение богатства. В радиоинтервью, о котором стало известно на этой неделе, он говорит то же самое, я цитирую: «Одна из трагических ошибок движения за гражданские права заключалась в том, что оно не добилось перераспределения». Представляете? Как видим, сенатор Обама верит в перераспределение благ, а не в политику, которая способствует росту нашей экономики и создает рабочие места.



Владимир Абаринов: От первого номера республиканцев не отстает и второй – Сара Пэйлин.



Сара Пэйлин: Что-то непохоже, что многие из вас поддерживают Барака-перераспределителя. Это потому, что вы понимаете: его план перераспределения материальных благ в итоге обернется наказанием тех, кто упорно трудится и повышает производительность...



Владимир Абаринов: Экономическое положение страны остается главной проблемой заключительной фазы президентской кампании, поэтому Маккейн снова и снова акцентирует различия в программах.



Джон Маккейн: Разница между мной и сенатором Обамой состоит в том, что наш план создает рабочие места. Его план повысит налоги на малый бизнес и сократит рабочие места, миллионы рабочих мест по всей Америке. И американцы начинают сознавать это различие...



Владимир Абаринов: И еще раз, чтобы дошло до каждого...



Сара Пэйлин: Сенатор Обама говорит, что он хочет перераспределить богатство, перераспределить ваш доход, заработанный упорным трудом. Это значит, что государство заберет ваши деньги и поделит их так, как сочтут нужным политики. Барак Обама называет это перераспределением богатства. А номер два в его команде - Джо Байден - называет высокие налоги патриотическими.



Владимир Абаринов: Барак Обама утверждает обратное.



Барак Обама: Я сокращу налоги для 95 процентов американцев, которые трудятся изо дня в день и из чьей зарплаты вычитают налог каждую неделю... Я ликвидирую подоходный налог для стариков, получающих меньше 50 тысяч долларов в год. Да, для этого мы попросим тех, кто зарабатывает больше 250 тысяч в год, вернуться в ту категорию налогоплательщиков, в которой они значились в 90-е годы.



Владимир Абаринов: Кандидат демократов обвиняет соперника в нападках личного характера.



Барак Обама: Маккейн в последние недели только обо мне и говорит, и какие только прозвища он мне ни давал... Вот так они играют в политические игры в Вашингтоне: если тебе нечего ответить по существу, ты начинаешь изображать своего соперника так, чтобы его боялись, играешь на мелочах и в итоге выигрываешь по-крупному. А мы здесь для того, чтобы сказать: только не теперь, только не в этом году! На этот раз ставки слишком высоки!



Владимир Абаринов: В кампании активно участвуют и жены обоих кандидатов. Синди Маккейн обычно говорит о послужном списке мужа.



Синди Маккейн: Когда мы с мужем решили участвовать в этой гонке, она стала нашим семейный делом. Мы собрались все вместе и говорили долго и подробно. Были две причины, которые заставили нас держать семейный совет, точнее, три. В двух наших семьях – Маккейнов и Пэйлинов – трое прекрасных молодых мужчин служат сегодня в армии. Вместе они представляют и сухопутные силы, и военно-морской флот, и корпус морской пехоты Соединенных Штатов. Когда мой муж пошел против своей партии, голосовал не за ее позиции, он знал, что должен так поступать, и не только ради Америки, но и ради тех, кто лишен свободы и в чьем освобождении мы заинтересованы. Наш сын был там. Человек, который стоит рядом со мной, всегда жил по законам чести. Долг, честь и страна – вот чем он живет изо дня в день.



Владимир Абаринов: Героическая биография – важнейший избирательный ресурс Маккейна. Недавно кандидат демократов в вице-президенты Джо Байден на закрытом для прессы мероприятии по сбору средств предсказал крупный международный кризис в первые полгода президентства Обамы. Журналисты все же добыли запись выступления, сделанную издалека и потому плохого качества.



Джо Байден: Попомните мои слова: не пройдет и шести месяцев, как мир подвергнет Барака Обаму испытанию, каким подверг когда-то Кеннеди. Вот увидите: мы получим международный кризис. Кризис, созданный для того, чтобы проверить характер этого парня.



Владимир Абаринов: Для сенатора Маккейна это предсказание стало новым источником вдохновения.



Джон Маккейн: Друзья мои, вы, возможно, видели пару дней назад, как сенатор Джо Байден предсказал, что сенатор Обама, когда станет президентом, столкнется с международным кризисом, и это станет испытанием молодого президента. Он вспоминал кубинский ракетный кризис. Я знаю, что это был за кризис, - я в нем участвовал. Я знаю, как близко мы были тогда к ядерной войне. Я прошел проверку. Сенатор Обама - нет. Меня уже испытывали!



Владимир Абаринов: Публичные выступления кандидатов заканчиваются обычно эффектными фразами, подчеркивающими историческое значение предстоящего выбора.



Джон Маккейн: Я хочу спросить вас: останемся мы лидером мировой экономики или дадим себя обогнать? Станет мир безопаснее или угроз в нем прибавится? Останутся наши вооруженные силы самыми мощными в мире? Будет будущее наших детей и внуков светлее, чем наше настоящее? Мой ответ вам – да! Да, мы будем лидировать! Да, мы будем процветать! Да, мы будем в большей безопасности. Да, мы оставим нашим детям более сильную, лучшую страну. Но мы должны быть готовы действовать решительно, смело, с отвагой и мудростью. Я – американец, и я выбираю борьбу!



Барак Обама: Я знаю, наступили тяжелые времена. Знаю, люди в тревоге. Но я верю, что мы сможем выбраться из кризиса, потому что верю в эту страну. Потому что я верю в вас. Верю в американский народ. Мы – Соединенные Штаты Америки. Это страна, одолевшая войну и депрессию, великие испытания и великие угрозы. Всякий раз мы поднимались навстречу этим вызовам – не как демократы или республиканцы, а как американцы, решительно, с верой в себя. С глубокой верой в то, что здесь, в Америке, наша судьба предначертана не нам, а нами. Вот какая мы страна! Вот какой страной мы должны быть сегодня!



Владимир Абаринов: И, наконец, когда уже все силы исчерпаны до дна и голос сорван, – последний призыв.



Барак Обама: Если вы объединитесь со мной, встанете в строй вместе со мной, пойдете из дома в дом вместе со мной, начнете обзванивать людей вместе со мной в эти последние оставшиеся дни, мы не только победим в Денвере – мы победим в Колорадо, мы выиграем эти выборы, а потом мы вместе, вы и я, изменим эту страну и изменим мир!



Джон Маккейн: Вставайте! Вставайте и боритесь! Америка стоит того, чтобы за нее бороться. Мы никогда не бросаем дело. Мы никогда не сдаемся. Мы никогда не прячемся от истории, мы - делаем историю. Так давайте же выиграем эти выборы и вновь приведем эту страну в движение. Да благословит Господь вас, да благословит Господь Америку!



Владимир Абаринов: Социологи предсказывают на этих выборах рекордную явку...