Открывается фестиваль «Новый европейский театр»

اندی موری، تنیس باز بریتانیایی. (عکس:Afp)

С 11 ноября по 5 декабря на разных сценах Москвы в десятый раз пройдет фестиваль «Новый европейский театр» NET. 10 лет назад фестиваль был совсем маленьким, существовал исключительно по инициативе театральных критиков Романа Должанского и Марины Давыдовой. Теперь это масштабное предприятие, которое финансирует Фонд Михаила Прохорова.


На вопрос, в чем особенность фестиваля, Марина Давыдова отвечает: «Особенность нынешнего фестиваля состоит в первую очередь в том, что это фестиваль десятый, юбилейный, и для нас он в какой-то степени итоговый. В связи с этим мы решили не делать никакого специального акцента, программа фестиваля как раз вбирает в себя едва ли не все тенденции и векторы, которые так или иначе были обнаружены нами в пространстве нового европейского театра за минувшие 10 лет».


Фестиваль не забывает старых друзей, и в его программу включены спектакли Алвиса Херманиса и Ивана Вырыпаева, но каждый год находит друзей новых. Самый масштабный в программе этого года - спектакль по «Трем сестрам» Чехова мюнхенского Каммершпиле в режиссуре Андреаса Кригенбурга. На другом полюсе - маленький спектакль французского режиссера Дидье Руиса. Собственно, даже и не спектакль в привычном значении слова. Дидье Руис в разных странах работает со старыми людьми, не актерами. Он предлагает им поделиться с ним своими воспоминаниями. Отбирает те фрагменты, которые заслуживают внимания, и компонует в определенной последовательности. Иными словами, это сродни документальному театру.


На вопрос, ищет он то, что объединяет разных людей, или то, что их отличает друг от друга, режиссер ответил: «Может быть, своим ответом я вас немножко разочарую, потому что, безусловно, есть проблема, с одной стороны, глобализации, когда все становится очень похожим, и вместе с тем остаются очень большие различия. Люди разные, страны разные, но что касается каких-то самых главных чувств – любви, разочарования и так далее, я думаю, что в этом плане можно говорить действительно о некой глобализации в таком, конечно, условном смысле, потому что люди все это переживают. Когда речь идет о чувствах, об эмоциях, это очень схоже, будь то Чили, будь то Франция, будь то Россия, это действительно так. Что касается различий, то это в первую очередь на уровне цивилизации, культуры, и здесь, конечно, сталкиваешься с совершенно разными вещами, они обуславливают очень многое и на уровне того, как человек рассказывает свою историю, это уже действительно отличается».


Я спросила режиссера: «Правильно ли я понимаю, что главное для Дидье Руиса - человек?» Он ответил кратко: «Разумеется».


А для других режиссеров человек не важен, людей на сцене вообще нет, одни предметы, или телефонная трубка и голос на другом конце провода. В одних спектаклях нет фиксированного текста, в других - текста нет совсем, это так называемый phisical theatre – театр танца, пластики, мимики. Есть нечто совершенно необыкновенное – например, «католический мюзикл», который поставил знаменитый финский режиссер Кристиан Смедс, а представлен он будет не в театральном здании, а в клубе «Б-1».