Накануне президент России Дмитрий Медведев в послании Федеральному собранию заявил, что Россия отказывается от ликвидации трех ракетных полков ракетной дивизии, дислоцированной в Козельске, и готова разместить под Калининградом ракетные комплексы «Искандер» для радиоэлектронного подавления американской системы противоракетной обороны.
Военный обозреватель интернет-издания «Ежедневный журнал» Александр Гольц считает эти меры неэффективными и лежащими вне военной сферы. «Отказ от ликвидации трех полков Козельской дивизии никак не повлияет на стратегический баланс. В соответствии с российско-американским договором о стратегических наступательных потенциалах Россия к 1 января 2012 года должна выйти на уровень 1700-2200 ядерных боеголовок. Проблема в том, что наши ракеты стареют быстрее, чем нам удается их замещать, чтобы даже сохранить этот баланс. Сохранение трех полков Козельской дивизии позволит несколько снизить напряжение в этой сфере и сохранить к 2012 году тот самый российский потенциал - 1700-2200 боеголовок.
Что касается будущего развертывания ракет «Искандер» - это, скорее, политическое, а не военное решение. Политически оно крайне опасно, потому что впервые за 20 последних лет Москва объявила, что она собирается предпринять некие действия, представляющие прямую военную угрозу Западу.
Заявленная дальность ракет «Искандер» - 280 километров . С этой дальностью им еще, может быть, удастся дотянуть до предполагаемой цели в Польше - но уж никак не до Чехии. И тогда возникает вопрос: будет ли Россия увеличивать дальность ракет «Искандер»? Не надо забывать, что по договору о ракетах средней и меньшей дальности Россия не имеет права иметь оперативно-тактические ракеты дальностью свыше 500 километров . Собирается ли Москва выходить из договора по РСМД? Ведь развертывание этих ракет на таком ограниченном участке, как Калининградская область, в случае конфликта просто превращает ее в одну из первых мишеней для удара.
Что касается радиоэлектронного подавления - это пока самая загадочная часть заявления Медведева. Те специалисты, с которыми мне удалось поговорить, высказывают сомнения в возможности подавлять радар, который находится на расстоянии 800 километров . В области радиоэлектронной борьбы Россия не обладает превосходством над США и НАТО. Военные специалисты высказывали большое удивление, когда во время российско-грузинской войны Россия не использовала средства радиоэлектронной борьбы для прикрытия действий авиации, в результате чего были сбиты четыре самолета. А ведь радиоэлектронная борьба против средств ПВО - гораздо более банальная вещь, нежели подавление радара, находящегося на таком большом расстоянии от России».