В Чечне расформированы батальоны "Восток" и "Запад"

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Олег Кусов.



Андрей Шарый: В Чечне расформированы батальоны "Восток" и "Запад". Из личного состава этих подразделений будут сформированы два мотострелковых батальона, которые войдут в состав российских войск, которые расквартированы на Северном Кавказе. В то же время двое бывших бойцов батальона "Восток" дали показания против бывшего главы подразделения Сулима Ямадаева, его обвиняют в убийстве братьев президента Московского индустриального банка Абубакара Арсамакова. В причастности к этому и обвиняют Ямадаева. Ямадаев так же известен, как один из последних политических противников нынешнего президента Чечни Рамзана Кадырова. Все эти последние перестановки в военных структурах в Чечне связывают как раз с противостоянием между этими влиятельными чеченскими деятелями.



Олег Кусов: Оба батальона были сформированы в 2003 году на базе боевых подразделений, активно участвующих в контртеррористической операции на территории Чечни. Батальон «Восток» дислоцировался в Гудермесе, он состоял в основном из бывших сторонников Аслана Масхадова. Командовали батальоном в недавнем прошлом бригадные генералы ичкерийской армии Ямадаевы. В начале второй чеченской военной кампании они перешли на сторону федеральных сил. Батальон «Запад», напротив, состоял из чеченцев, которые в своё время не признавали даже власть Джохара Дудаева. В обоих подразделениях служили до 700 военнослужащих. Последние пять лет батальоны «Восток» и «Запад» подчинялись Главному разведывательному управлению Российской армии.


Как считают эксперты, президент Чечни Рамзан Кадыров не намерен был мириться с ситуацией, при которой два боеспособных подразделения ему фактически не подчинялись. Москва пошла ему навстречу, убеждён журналист Дмитрий Бабич.



Дмитрий Бабич: Я думаю, что в принципе, судя по всему, федеральные власти приняли твердое решение, что Чечней будет руководить именно Рамзан Кадыров, что у него не должно быть конкурентов на политическом поле Чечни. Насколько это правильное решение, судить трудно. Но я бы сказал, что вообще ставка на личности и на то, что порядок в Чечне будет поддерживать какой-то сильный лидер, она уже один раз подвела федеральные власти, когда после убийства Ахмада Кадырова в 2004 году возникли сильные опасения вакуума власти в республике. Все люди, к сожалению, смертны, все люди, к сожалению, имеют свои недостатки. В Чечне сейчас особенно сильно ощущается недостаток институтов стабильности, институтов законности. Ставка делается на личности, а личности в Чечне, как правило, имеют тенденцию конфликтовать друг с другом, иметь очень сложные отношения, совершать не всегда законные поступки. В этом плане власти, как бы устраняя всех конкурентов Рамзана, конечно идут на определенный риск.



Олег Кусов: Военный эксперт Дмитрий Литовкин не считает, что в данном случае министерство обороны России пошло на поводу у Рамзана Кадырова.



Дмитрий Литовкин: Создание этих двух батальонов, "Восток" и "Запад", это была попытка узаконить незаконные формирования под крышей у Кадырова. Соответственно, как бы вся прерогатива принятия туда людей, назначения людей на должности была в ведомстве Кадырова. Министерство обороны просто имело возможность как бы контролировать эти батальоны. Поэтому все, что происходит с Ямадаевым, на мой взгляд, лично находится в ведомстве Кадырова. Во всем этом конфликте министерство обороны ни разу не поддержало ни одну из стороны и никогда не выступало публично за кого-либо из них.



Олег Кусов: В мае нынешнего года в отношении командира батальона «Восток» Сулима Ямадаева было возбуждено уголовное дело по статье 105 Уголовного кодекса РФ (убийство). Он был объявлен в федеральный розыск. Но 8 августа журналисты обнаружили Сулима Ямадаева во главе батальона «Восток», воевавшего с грузинскими подразделениями на улицах Цхинвала. Старший брат Сулима Руслан Ямадаев, депутат Госдумы четвертого созыва от партии "Единая Россия", был убит в Москве 24 сентября.


Сегодня газета «Коммерсант» распространила информацию о том, что Сулим Ямадаев будет назначен заместителем командира бригады спецназа, дислоцированной в Таганроге. Позже эту информацию опровергло министерство обороны России. В интересах Чечни Рамзану Кадырову не следует сводить счёты с оппонентом, убеждён журналист и политолог Дмитрий Бабич.



Дмитрий Бабич: С одной стороны, Рамзан Кадыров, когда пришло сообщение о гибели брата Сулима Ямадаева в Москве, выразил соболезнование, сказал, что это для него грустная вещь, всячески постарался показать, что он дистанцируется от этого террористического акта, совершенного в центре Москвы. В этих условиях, конечно, такая прямая и мелочная, я бы сказал, месть Сулиму Ямадаеву выглядела бы не в чеченских обычаях и вряд ли была бы положительно оценена общественным мнением республики. Тем не менее, проблема ведь в том, что мы не знаем всей сложности отношений между Рамзаном Кадыровым и братьями Ямадаевыми. Тот конфликт, который имел место во время столкновения кортежей, он имел, в общем-то, отношение к третьему брату из семьи Ямадаевых Бадруди. Информация очень противоречивая.


Я думаю, что во многом о Рамзане Кадырове можно будет судить по тому, как он отнесется к, теперь уже можно сказать, поверженным своим соперникам. Я думаю, что, в общем-то, в интересах стабильности в Чечне было бы какое-то примирение Рамзана Кадырова с Сулимом Ямадаевым. Все-таки месть, даже по чеченским обычаям, высшее благородство - это отказ от мести в том случае, если вина перед оскорбленным человеком заглажена и если его противник, его обидчик больше не представляет реальной силы.



Олег Кусов: В Чечне по-разному комментируют информацию о фактической ликвидации батальонов "Восток" и "Запад". Многие полагают, что подчиненные Ямадаевых часто демонстрировали противоправные действия в отношении жителей республики, другие убеждены, что батальоны просто мешали Рамзану Кадырову.