Более двух десятков людей получили отравление различной степени тяжести. Пострадавшие в результате аварии проходят сейчас лечение в военном госпитале Тихоокеанского флота и в городской больнице города Большой Камень. Врач больницы Людмила Теличко говорит, что патологии никакой не выявлено, есть последствия стресса, за пациентами наблюдают специалисты.
После аварии субмарина отконвоирована в Большой Камень, где работает следственная группа военной прокуратуры, прибывшая из Москвы. Уголовное дело возбуждено по статье ст. 352 УК (нарушение правил вождения и эксплуатации военного корабля, повлекшее по неосторожности смерь более двух лиц). В Большом Камне также работает ведомственная комиссия, в первом оперативном совещании по расследованию причин трагедии приняли участие главком ВМФ России Владимир Высоцкий, первый заместитель министра обороны Александр Калмыков. Озвучена предварительная версия причины трагедии - это несанкционированное срабатывание системы пожаротушения. Однако подробности официальные источники Тихоокеанского флота не разглашают.
Бывший подводник, подполковник в отставке Валерий Королюк называет две причины аварии. Первая - это автоматическая система пожаротушения: «Раньше система пожаротушения вручную включалась. Сейчас кто-то умный догадался поставить туда автомат. Автомат мог сработать на что угодно: на окурок, подгоревший пирожок, задымленность. Вот реактор на "Курске" был остановлен автоматом - там автомат нужен. В данном случае совершенно не нужен».
Второй причиной Королюк считает избыточное количество людей на борту лодки: «Если штатное расписание 80 человек, а на корабле в три раза больше народу, просто физически невозможно обеспечить всех индивидуальными системами дыхания. То есть 80 человек экипажа в случае пожара на лодке могут спастись, а остальные 120 обречены на гибель. Почему-то это не учитывается при заводских испытаниях. Продолжают совать на корабль двойной экипаж работяг, сдатчиков и прочих, дополнительно проверяющих, дополнительно военную приемку, штабных».
Председатель Санкт-Петербургского клуба подводников, капитан первого ранга Игорь Курдин вместе с другими специалистами считает, что причиной аварии мог быть «человеческий фактор».
- Подводная лодка «Нерпа» - это проект № 971, в открытой публикации называется «Щука-Б», по натовской классификации - лодка «Акула». Эта подводная лодка многоцелевая, ее основная боевая задача - поиск и слежение за атомными ракетными подводными лодками вероятного противника либо за авианосцами. Кроме этого, она может наносить удары своими крылатыми ракетами по береговым объектам вероятного противника.
На сегодняшний день было построено около 20 единиц этого проекта. Американцы их очень боятся, потому что это лодка малошумная, обладает прекрасными поисковыми возможностями, современным и высокоточным оружием и вполне способна полностью выполнять поставленные ей задачи.
По нашим данным, она была заложена в 1993 году, затем строительство было заморожено и возобновлено в 2004 году. В июне прошлого года она была спущена на воду и началась ее модификация. По некоторым неофициальным источникам, эта лодка была предназначена для последующей передачи в лизинг на 10 лет военно-морским силам Индии. С лета этого года у нее начались швартовые испытания, за несколько дней до аварии она первый раз вышла в море, первый раз погрузилась, и начался сам процесс ходовых государственных испытаний. Она действительно не входит в боевой состав военно-морского флота, которому она может быть передана только после окончания испытаний, и юридически находится, скажем так, под эгидой завода-изготовителя.
Старшим на борту во время этих испытаний является председатель государственной комиссии, который координирует действия военных и гражданских специалистов в этот период. Кто сейчас является этим председателем, ни в одном из источников названо не было.
- Как вы считаете, после этой аварии Индия продолжит переговоры по лизингу?
- Это вопрос не ко мне. Это к дипломатам. Лодка никаких повреждений не получила. Вся ликвидация последствий аварии, с технической точки зрения, закончилась через полчаса после ее всплытия, то есть когда лодка была провентилирована. Мы говорили сейчас с несколькими разными экспертами, большинство из них убедительно нам доказывают, что ложного срабатывания быть не могло, потому что там целая система степеней защиты, которая не позволяет срабатывать в автоматическом режиме, при отсутствии фактического пожара в отсеке. Кто-то все-таки нажал на какую-то кнопку, из-за чего эта система сработала, и фреон пошел в один из отсеков.
- Что это за метод пожаротушения с помощью фреона?
- В массовом количестве атомные подводные лодки у нас появились в конце 60-х. Атомная лодка является самым энергонасыщенным инженерным объектом, даже космическая станция не обладает таким энергетическим потенциалом, поэтому она насколько энергетически мощная, настолько же и пожароопасная. Слишком много факторов, которые могут привести к возгоранию на подводной лодке. И поскольку все это в замкнутом пространстве, любой пожар превращался в объемный, с большими потерями. Тогда была введена в эксплуатацию система ЛОХ (лодочная объемная химическая), которая предусматривала подачу специального газа, в данном случае это фреон-112, который резко снижает процентное содержание кислорода в отсеке, процесс горения прекращается. Но человек тоже дышит кислородом, и при резком уменьшении кислорода человек без средств защиты существовать не может. Эта система сначала была сделана полуавтоматической, а потом в связи с тем, что все-таки появились случаи несанкционированной подачи ЛОХ в отсеки, перешли к системе ручной, когда фреон в отсек либо я, как командир отсека, допустим, мог подать, либо по запросу подать его в смежные отсеки. На каждом клапане был надет специальный защитный колпак, специальная надпись, он был запломбирован. Случайно этот клапан открыть нельзя. Эксперты убеждают нас второй день в том, что самопроизвольно она из-за какой-то системной ошибки сработать не могла.
Другой эксперт, который обещал нам высказать свое компетентное мнение уже официально, говорит о том, что, например, в системах пожаротушения, которые использует «Газпром», используется совершенно другой газ, абсолютно безвредный для человека. Я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию. Но он сказал так: «Нам непонятно, почему вы, подводники, до сих пор используете этот газ, который токсичен для человека».