После регтайма и страйда пора сказать несколько слов и о сАмом африканском из всех ранних джазовых стилей - буги-вуги. О том самом, ненавистном компартии буги-вуги, о котором «Правда» зло писала, что некоторые оболтусы думают, что «буги-вуги – это нечто схожее с фугами Баха..»
У микрофона свингующей Свободы ваш ДС и… «Джаз.. на Свободе».
Farish Street Jive
ДС : Farish Street Jive ( джайв ), Eurreal ( Ю ’ реал ) Wilford " Little Brother " Montgomery . «Братец» Монтгомери, из Кентвуда, что в Луизиане. Пианист и певец. В 11 лет он бросил школу и стал играть на пианино в «хонки-тонк» и «баррэл-хауз», питейных заведениях родного штата. В 26 году он перебрался в Чикаго, а в 30-м записал свой первый диск на 78 оборотов. ЭТА запись была сделана 16 октября 1937 года в Новом Орлеане.
Слово буги ассоциируется с поездами, с побегом из зон сегрегации, со свободой, с «подпольной железной дорогой», ведущей на север, а в техническом смысле слово буги аукалось со словом bogie (боуги) – самой вагонеткой поездов. Но был здесь и иной подтекст.
Буквальная интерпретация появилась довольно поздно, в эпоху, когда железнодорожные компании стали нанимать пианистов, которые играли в специальных вагонах-дансингах. Афро-американцы продолжали называть эти вагоны хонки-тонк, буквально «железнодорожные хонки-тонк» и самым знаменитым буги-вуги во всей истории стал Honky Tonk Train Blues Мида Лакса Льюиса:
Honky Tonk Train Blues
ДС : Honky Tonk Train Blues. Соло автора, Мида Лакса Льюиса, записанное в Чикаго, в декабре 1927 года.
Буги-вуги — фортепианный стиль, но буги исполнялись и оркестрами. Фортепьянные соло в джазе – явление почти всегда экономическое. Пианист дешевле оркестра, а завсегдАтаи «хонки-тонк» и « barrelhouse », которые напоминали скорее амбары или сараи, особых доходов владельцам не приносили. Дошедшие до нас фотографии поражают бедностью интерьера этих заведений и, в тоже время, готовностью публики танцевать до упаду…
На заре этой фортепьянной музыки она все еще называлась блюзом. Мэтры буги-вуги были менее образованными и менее искушенными в музыке вообще, ЧЕМ мастера рэгтайма и страйда. Единственное что от них требовалось, это подходящая для танцев четко ритмически обозначенная музыка. Пианисты играли блюз чрезвычайно быстро и ритмично, часто - следуя за темпом самих танцующих.
Они пробовали подражать звуку трех гитар: одна из которых играла аккорды, другая мелодию, и третья басовую партию.
The Fives
ДС: The Fives, запись 1924 года, Чикаго. Соло Хёрсела Tомаса.
Композиции в стиле буги-вуги строились на блюзовой последовательности аккордов с остинаТным повторением. Характерным было чувство восьми ударов в такте. Левая рука пианиста держала ритм, практически не покидая одни и те же клавиши. Восьмидольный ритм создавал непрерывный вал движения. Правая же рука действительно не знала, что творит левая и была абсолютно независимой и свободной в создании мелодических линий. Итого: левая рука нагнетала лавинный ритм, а правая выписывала ритмизированные фигуры или создавала независимое от левой аккордное напряжение. Отсюда, как и в рэгтайме, ощущение, что играет не один пианист, а по крайней мере два.
Здесь стоит сказать, что буги-вуги по сути дела техническое ответвление рэгтайма. Среди самых знаменитых пианистов этого жанра: Пайн Топ Сми th ( Pine Top Smith ), Альберт Эммонз, Джимми Янси, Джо Салливан, Кларенс Лофтон, Пит Джонсон и Мид Лакс Льюис.
Central Avenue Breakdown
ДС: - Central Avenue Breakdown. Дуэт двух пианистов: Лайонэла Хэмптона и Нэт-Кинг-Коула. Оскар Мур – гитара; Уезли Прин(т)с – контрабас и Эл СпайдЛок – ударные. Голливуд, 10 мая 1940 года.
Скажу напоследок, что после знаменитого концерта в Карнэги-Холле в 38 году, в котором участвовали три короля буги-вуги (Албэрт Эммонз, Пит Джонсон и Мид Лакс Льюис) Америку охватило «безумие, лихорадка буги-вуги». Этот стиль повлиял и на развитие Ритма-и-Блюза и на грядущие: поп и рок-н-ролл.
Но время мое истекало, я вернусь к этому стилю в ближайшее время, к буги-вуги в исполнении … пианисток.
Подкаст «Джаза Свободе» - на сайте svobodanews.ru. Всех благ, чао, ба-бай!