Отношения России с ЕС: «обсудить взаимные интересы, снять подозрения»


Накануне сегодняшнего саммита Россия – ЕС в Ницце Евросоюз принял решение о продолжении переговоров с Россией по поводу нового соглашения о сотрудничестве.


В интервью РС руководитель Центра германских исследований Института Европы Российской академии наук Владислав Белов отметил, что желание ЕС и России согласовать общие правила игры естественно.


- Объективно естественно желание Евросоюза и России определить, каким образом будут двигаться потоки товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Естественно, это связано с возможностями взаимных согласованных действий по выходу из мирового финансового кризиса. Но начало переговоров (видимо, все-таки будет принято решение о том, что переговоры должны быть возобновлены, начаты они были в июле этого года), такого толчка не сделает. Само соглашение вступит в силу не раньше, чем через два года, в 2010 году, это моя оценка. Поэтому 2008-2009 годы с точки зрения новых правовых условий, новых правил игры между Евросоюзом и Россией пока потеряны. Если бы это было раньше, можно было бы какие-то действия согласовывать сообща. Но правового вакуума нет. Я напомню, что действует прежнее соглашение о партнерстве и сотрудничестве, оно фактически продлевается. Вот в этом плане Россия и Евросоюз могут заявить о себе как об игроках на европейском континенте, способных дать толчок развитию внутреннего европейского рынка, то есть ЕС-27 плюс Россия, плюс постсоветское пространство. Об этом речь может идти, но, к сожалению, не в контексте будущего соглашения.


- В Европе позиция России по выходу из экономического кризиса представляется более обвинительной в адрес США, нежели конструктивной. Много ли политической составляющей будет в переговорах по выработке мер борьбы с экономическим кризисом?


- Я заменил бы «обвинительная» на «критическая». Позиция абсолютно правильная. В России есть все основания критиковать основного мирового игрока, который привел к кризису. Что касается совместных действий, то пока ни у одного мирового финансово-экономического центра нет пока четкого видения выхода из кризиса. Поэтому и у России, и у Евросоюза сейчас есть блестящая возможность для того, чтобы предоставить слово своим экспертам, которые могли бы предложить соответствующие механизмы. Поэтому считаю, что общая площадка, то есть саммит Россией - ЕС обязательно будет для этого использована, и обе стороны попытаются здесь проявить инициативу или взять инициативу в свои руки. Есть очень хорошая возможность проявить себя с точки зрения генераторов новых идей.


- Скажется ли на этих переговорах конфликт экономических интересов? В России - сырьевая экономика, большинство европейских экономик - потребительские, либо финансовые, либо даже технологические.


- Это не конфликтные интересы, а взаимодополняющие интересы, их можно называть конкурирующими. Здесь нет конфликта, здесь есть взаимный интерес заключить взаимовыгодную сделку. Поэтому можно говорить о взаимодополняющих конкурирующих интересах, и речь о том, чтобы обе стороны подходили к решению спорных вопросов… вы правы - они есть, это доступ, предположим, европейцев к трубопроводной системе в России, доступ российских компаний к сбытовым структурам в Европе и так далее. Здесь надо посмотреть шансы и риски и обсудить взаимные интересы, сняв соответствующие подозрения. По-моему, в этой сфере есть не столько конфликт, сколько взаимное недоверие в бизнесе, в своих предпринимательских интересах.


- Не снизился ли градус интереса к грузинской проблеме на фоне экономического кризиса?


- Градус интереса снизился, проблема осталась. В Ницце Россию, по всей видимости, будут критиковать за определенные недоделки в плане невыполненного «домашнего задания» в рамках плана Саркози - Медведева. Хотя Россия здесь фактически полностью пошла навстречу Евросоюзу. Но в любом случае критика будет звучать. Грузия будет еще долго сопровождать отношения России с Западом.