Оливье Мессиан в Московской консерватории




Марина Тимашева: В этом году исполняется 100 лет со дня рождения знаменитого Оливье Мессиана, фестиваль, посвященный французскому композитору и органисту собора Нотр-Дам, завершается в Московской Государственной консерватории. И - Тамара Ляленкова с ее рассказом.



Тамара Ляленкова: В программе московского фестиваля, посвященного столетию со дня рождения Оливье Мессиана, произведения как самого композитора, так и его учеников. В московских концертах - известный во всем мире пианист Пьер Лоран Эмар и не менее известный органист собора Нотр-Дам Оливер Лотри, а дирижировать Государственным симфоническим оркестром Новая Россия приехал дирижер из Франции Даниель Кафка.




Даниель Кафка: Сейчас день рождение Мессиана празднуют везде. И по количеству мероприятий, посвященных этому событию, можно судить о том, насколько Мессиан значительная фигура современной музыки. Я уже участвовал в нескольких подобных проектах во Франции и очень рад, что меня пригласили в Москву. Особенность московского фестиваля, я думаю, состоит в том, что здесь представлены самые разные стороны творчества Мессиана - и камерная музыка, и оркестровая, и фортепьянная. Кроме того, мы исполняем произведения его предшественника Дебюсси, а также пьесы его учеников и последователей. Это дает возможность проследить реальный процесс развития французской музыки прошлого века, которая не так часто исполняется в России. Конечно, выбранные для фестиваля симфонические сочинения требовали большого оркестра, и собрать такой состав не так просто, но российские музыканты были очень внимательны и восприимчивы к этой музыке. Поэтому все получилось очень хорошо.



Тамара Ляленкова: На самом деле симфонические сочинения современных, в том числе и французских, композиторов исполняются очень редко. Рассказывает художественный руководитель фестиваля, композитор Юрий Каспаров.




Юрий Каспаров: Концерт для четырех солистов Мессиана это замечательное сочинение. Это последнее, что написал Мессиан в своей жизни. 92-й год - год его смерти, и здесь Мессиан собрал все то, над чем он работал всю свою жизнь. Потом Мессиан много занимался птицами, он был замечательный орнитолог, и здесь, в партитуре, просто выписано – птица такая, птица другая, птицы Австралии, Африки. В России этот концерт не исполнялся ни разу, и на Западе он исполнялся не так много. Возможно, это связано с тем, что это концерт для четырех солистов. Иногда возникает сложность собрать четырех солистов одинаково высокого уровня. Вообще симфонические произведения Мессиана звучат не так часто, как музыка импрессионистов, «французской шестерки». Все-таки есть в Мессиане что-то сложное, и я очень горд, что мы можем представить этот концерт. Затем мы исполняем двух, наверное, самых ярких учеников Мессиана. Если быть точным, то у него три самых ярких ученика: Пьер Булез, Янис Ксенакис и Жерар Гризе. Мы не могли исполнить всех, рамки концерта этого не позволяют, и я подумал о том, что музыка Пьера Булеза у нас звучит. А что касается Яниса Ксенакиса, то пьеса оркестровая «Ампрен» тоже в России никогда не исполнялась, и даже не все профессиональные музыканты ее знают. Хотя это одно из наиболее ярких симфонических произведений Ксенакиса. Что касается Жерара Гризе, это тоже великий композитор с трагической судьбой. Он основатель так называемой «спектральной музыки». Каждый звук имеет какой-то спектр, и смысл в том, чтобы суметь выделить какие-то далекие гармоники, смешать их, получить новый тембр, какие-то новые интересные фактурные сочетания. Вообще у нас в России только сейчас начинают изучать эту музыку. И должен сказать, что музыка Жерара Гризе, композитора чрезвычайно популярного сейчас в мире, ни разу у нас не исполнялось. Это вообще первое исполнение его симфонической музыки. И мы взяли его пьесу, которая называется "Традитуар", которая требует, кроме четверного состава оркестра... Сразу скажу, что «Весна священная» Стравинского написана для пятерного. Это уникальный случай в истории человечества. Эта пьеса требует многих дополнительных инструментов: там и электрогитара, и контрабас, кларнет, и два саксофона, там аккордеон, орган, там очень много необычных для симфонического оркестра инструментов.




Тамара Ляленкова: Переоценить значение творчества Оливье Мессиана довольно трудно. Композитор, создавший свою универсальную систему, включившую почти все достижения предыдущих эпох, заложил тем самым основу нового музыкального мировоззрения. А московским слушателям посвященный ему фестиваль дал возможность познакомиться с творчеством французских композиторов, хорошо известных во всем мире, но почти не исполняемых в России.