Флоренс Хартман вновь занимает место не на скамье подсудимых, а рядом со своим адвокатом Вильямом Бурдоном. Мальтийский судья Кармел Аджиус пошел на это небольшое отступление от процедуры, поскольку Хартман не обвиняется в военных преступлениях. Как и на первом заседании, состоявшемся 27 октября, она вновь отказалась признать себя виновной или невиновной. По словам адвоката Бурдона, это связано с тем, что ему и его подзащитной все бумаги по делу были предоставлены только на английском, а не на французском языке.
Но этот аргумент не произвел впечатления на судью: «Не имеет значения, почему госпожа Хартман хранит молчание, - сказал Кармел Аджиус. - Согласно процедуре, я вношу в протокол заседания заявление от лица обвиняемой о ее невиновности».
В 2000 - 2006 годах гражданка Франции Флоренс Хартман была не только пресс-секретарем, но и советником и доверенным лицом главного прокурора трибунала Карлы Дель Понте. Теперь ее обвиняют в том, что в вышедшей год назад книге «Мир и наказание» о гаагском трибунале, а также на сайте Боснийского Института она якобы процитировала не предназначенные для публикации документы о процессе по делу бывшего главы Югославии Слободана Милошевича.
Речь идет о том, что двое судей трибунала в 2005 и 2006 годах выражали несогласие с решением своих коллег в ходе процесса запретить к публикации некоторую военную документацию из Сербии. По мнению Флоренс Хартман, это привело к тому, что важная информация не была озвучена и на процессе Боснии против Сербии в Международном суде ООН в прошлом году. Международный суд пришел к выводу, что на территории Боснии имел место только один случай геноцида – в городе Сребреница, но даже и за это преступление Сербия как государство несет лишь косвенную ответственность.
Согласно сенсационному заявлению в книге Хартман, в засекреченной Международным трибуналом документации содержались доказательства непосредственной вины Сербии в геноциде боснийских мусульман. Если бы эти документы были использованы в ходе процесса, Сербии пришлось бы выплачивать Боснии в качестве компенсации миллиарды евро.
По словам адвоката Вильяма Бурдона, дело его подзащитной затрагивает фундаментальные принципы, такие, как свобода слова и долг проинформировать общество о деятельности международных судебных инстанций. Если Хартман признают виновной в незаконном разглашении документов Трибунала, максимальное наказание за подобное правонарушение предусматривает семь лет тюрьмы и штраф в размере 100 тысяч евро.
Следующее заседание по делу Хартманн пройдет в начале 2009 года.