Валерий Винокуров: «Американская расточительность»

Еще до наступления 4 ноября все узнали, что на предвыборную кампанию кандидат от демократической партии потратил 660 миллионов долларов, а кандидат от республиканской – раза в три меньше. Естественно, не из бюджетных средств – из личных карманов граждан. Кто-то из них вносил миллионы, кто-то – по сотне баксов. Господи помилуй, миллиарда долларов не пожалели эти странные американцы, чтобы узнать, кто в ближайшие четыре (всего-то на всего) года будет от их имени руководить.


К слову, если б такое финансовое соотношение было, скажем, в спорте или в России, какие могли быть сомнения в имени победителя. А они там, за океаном до последнего дня переживали и бесконечные опросы проводили, чтобы угадать, кто же поживет несколько лет в Белом доме. Подумать только, пролетят четыре (всего-то на всего) года, и снова выкладывай свои кровные.


Ну, хорошо, на президента пусть не так жалко. Но в каждом городке малюсеньком, не говоря уж о мегаполисах, еще ведь и мэров выбирают. И шерифов. И прокуроров с губернаторами, в городах не самых, правда, маленьких. Причем, тоже не на такие уж долгие сроки и тоже не за казенный счет. Это же су-ма-сшед-шие деньги, как говаривал некий персонаж Аркадия Райкина. И все-то свои собственные, от родных кровинушек отрывать приходится.


А еще вот чепуха какая. За семьдесят пять дней, что власть передается от бывшего президента новоизбранному, будьте добры выложить на эту непонятную процедуру восемь с половиной миллионов настоящих зелененьких. Неужто и это не из бюджета?!


Десятилетиями нас учили, что в зверином лике капитализма главные черты – жадность и скопидомство. Что каждый тамошний житель каждый непосильным трудом заработанный пенсик копит на случай там болезни, или потери работы, или на необеспеченную старость, наконец. И ради наживы они там на все готовы: при хорошем урожае фермеры в океан зерно сваливают, чтобы цены поднять – ну, нелюди прямо-таки. А им, оказывается, не жалко за свои пенсики выборы проводить!


И в те же десятилетия нас призывали беречь социалистическую собственность. Какую же еще было беречь, когда своей, этой самой собственности у нас не было?! А потом нам сообщили, что экономика должна быть экономной. И на ком же сообщившие это экономили? Ясно, на тех, кому сообщили.


Вот теперь у нас уже нет социалистической собственности, зато осталась личная и появилась частная. А беречь теперь надо собственность государственную, сиречь – бюджетную.


Тут-то вдруг и догадка родилась. Представьте только, сколько деньжищ сэкономлено с тех пор, как мы перестали губернаторов выбирать. А мэров? Городов-то во сколько раз больше, чем губерний!


И ведь не придет же никому в голову предложить российским гражданам все это делать за свой счет, из собственного кармана выкладывать на выборы эти разные. Еще ведь и на депутатов всех уровней из бюджета приходится тратить. А кто вспомнит, что бюджет – это мы и есть, налогоплательщики.


Потому-то и надо было бы президенту не шесть лет отвалить, а все десять или там двенадцать. Да и думцам не пожалеть, ну, на годик-другой поменьше, чтоб не зазнавались. Это ж су-ма-сшед-шая экономия была бы, самой что ни на есть экономной стала бы экономика.


В таком вот контексте захотелось мне заголовок поменять: вместо «Американской расточительности» сделать «Российская бережливость». И потянулась уже было рука, уже легла было на клавиатуру. Так полезли вдруг в голову факты, что вовсе не к месту. Ну, настолько не к месту, что хоть бери и другой текст сочиняй. Один лишь фактик, так и быть, приведу. Составили в Москве смету четвертого автомобильного кольца. И оказалось: километр обойдется ровно во столько, во сколько обошелся строителям километр туннеля под Ла-Маншем. Что же мне делать, новый текст сотворять…