17 ноября Оксану Панову, главного редактора информационного агентства URA.RU, освещавшего проблемы банковского сектора в Свердловской области, вызвали для беседы в прокуратуру. Прокурор спрашивал, откуда берется информация для публикаций о финансовом кризисе, объясняя свой интерес письмом генерального прокурора Юрия Чайки, в котором генпрокуратура требует изучить ситуацию с освещением финансового кризиса в региональных СМИ. Пановой пришлось объяснять правоохранительным органам, что случай с каждой заметкой надо разбирать отдельно, так как источники информации каждый раз разные.
По мнению одного из авторов действующего закона о СМИ адвоката Владимира Энтина, в данном случае прокуратуре поручают заниматься совершенно не ее делом. Оценивать то, как может быть воспринята та или иная публикация, должны эксперты в этой области, прокуратура нужной компетенцией не обладает, говорит адвокат. Поэтому такой ход может быть воспринят как попытка властей переложить неубедительность своих объяснений по поводу текущих экономических проблем на «нехороших журналистов», которые якобы искажают, провоцируют и дезинформируют, заключает Владимир Энтин.
«Насколько мне известно, уже было вынесено предупреждение за распространение не соответствующих действительности сведений, способствующих паническим настроениям, ряду средств массовой информации, как раз компетентным органом — Росохранкультурой, — напоминает адвокат. — Но это все не афишировалось». А вот нынешняя «раскрутка» данного прокуратуре поручения есть ни что иное как внеправовое давление на СМИ, считает один из авторов закона о средствах массовой информации.
Редактор отдела экономики газеты «Московский комсомолец» Александр Гришин отмечает, что понятия «информационных атак на банки», которым должны противодействовать прокуроры на местах, в уголовном кодексе не существует. Но его это совершенно не волнует, потому что его редакция «никаких атак не проводит», а «сообщает о фактах и пишет вещи, которые проверяет». «Если, скажем, банк не исполняет своих обязательств, замалчивать это мы тоже не будем» — категоричен журналист.
Экономист и руководитель Клуба региональной журналистики Ирина Ясина констатирует, что инициатива генпрокуратуры показалась бы смешной, если бы не было уверенности в том, что «они обязательно кого-нибудь найдут и с кем-нибудь начнут разбираться, чтобы показать собственную значимость и то, что они тоже борются с этой финансовой турбулентностью, как они ее называют».
При этом, по мнению Ирины Ясиной, обсуждения в СМИ прямо влияют на экономические процессы. «Это такая тонкая материя, которой касаться страшно, а не касаться нельзя, потому что нужно информировать население, — говорит экономист. — Например, слова "девальвация" больше всего боится председатель Центрального банка, а отнюдь не население. Произносить его нельзя, потому что немедленно начинается нервная ситуация, я не скажу паника. А не произносить тоже нельзя, потому что надо предупредить». А о банках, иронизирует Ясина, сегодня надо говорить как о покойниках — или хорошо, или ничего, потому что любой негатив вызывает панику среди вкладчиков.
Президент фонда защиты гласности Алексей Симонов полагает, что случаи заказных статей, с помощью которых кто-то пытается утопить конкурентов, требуют тщательного расследования, а не общего «наезда» под девизом «давайте не будем критиковать свои банки». О чем писать — обязаны решать сами средства массовой информации, говорит Алексей Симонов. «Более того, средства массовой информации обязаны писать о положении банков, потому что в этих банках лежат деньги людей, граждан, ради которых в идеале СМИ и работают», — напоминает он. С этой точки зрения, по мнению эксперта, попытка вмешаться в работу СМИ есть акт цензуры.
Прокурорские проверки прессы критикуют и в Общественной палате. Анатолий Кучерена, председатель комиссии по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, заявил, что считает заявление генерального прокурора преждевременным. Он уверен, что «пытаться не дозволить журналисту высказать свое мнение по тем или иным вопросам через призму каких-то предписаний нельзя. Иначе это может войти в привычку».