Ирина Лагунина: Главный редактор газеты «Химкинская правда» Михаил Бекетов, боровшийся против вырубки Химкинского леса, в тяжелейшем состоянии находится в НИИ Склифосовского. Как мы уже сообщали в наших информационных программах, на Бекетова напали в минувшую среду. У журналиста, более суток пролежавшего на улице, ампутирована нога. Медики ставят вопрос об ампутации пальцев рук, а также Михаилу предстоит серьезная операция на головном мозге. Химкинские чиновники отрицают свою причастность к нападению на журналиста, а местные милиционеры выдвигают «бытовую» версию произошедшего. В деле о нападении на журналиста разбиралась Любовь Чижова.
Любовь Чижова: На Михаила Бекетова напали неделю назад во дворе его дома в поселке Старбеево Химкинского района. Главный редактор «Химкинской правды» сутки пролежал на холодной земле без сознания. Еще когда журналист находился в Центральной клинической больнице Химок, туда звонили и угрожали его «добить». Сторонники Михаила не сомневаются, что нападение на него совершили те, кого слишком уж раздражали его статьи: он протестовал против вырубки Химкинского леса, критиковал перенос воинских захоронений возле Ленинградского шоссе. А в последнем номере «Химкинской правды» написал о крупном кредите, который якобы получила администрация Химок, причем в тендере участвовал только один банк. Именно после этого материала Бекетову позвонили и предупредили, что его ждут неприятности, – об этом он рассказал своим знакомым.
О газете «Химкинкая правда», его редакторе и борьбе жителей Химок против вырубки леса рассказывает активистка движения «Защитим Химкинский лес» Евгения Чирикова…
Евгения Чирикова: Газета «Химкинская правда» - это была настоящая народная газета, которую делал не только Михаил Бекетов, но ему в этом помогали и жители Химок. В чем заключалась их помощь. Во-первых, тексты, которые там появлялись, это были тексты самого Михаила, он как журналист работал для своей газеты. Он был там вообще всем: и редактировал, и договаривался о печати, и организовывал распространение от и до. Эти тексты писал не только он, писали и жители химок. И распространяли эту газету бесплатно жители Химок. И когда у Михаила были какие-то сложности, то даже жители собирали ему деньги и помогали с изданием газеты. Это был очень скромный листок информационный, но очень важный для химчан, потому что это был наш рупор, с помощью которого мы могли жителей предупреждать, во-первых, о многих важных событиях, которые в Химках происходят. Ну, например, общественные слушания по вырубке очередных зеленых насаждений, например, по вырубке дубравы – части Химкинского лесопарка. Там же он рассказывал о всевозможных преступлениях, которые сейчас творятся, правдиво. В том числе эту вот ужасную историю про то, что Химкинский лес, тысяча гектаров, собираются перевести в деньги и сделать из этого леса инфраструктуру и дорогу, - об этом первый сообщил Михаил в своей газете.
Любовь Чижова: И какова была реакция властей вот на эти сообщения?
Евгения Чирикова: Официальная была никакая. То есть официальные власти делали вид, что этой газеты просто нет. Официально они даже на наши письма реагировали отписками, хотя уж власти должны были как-то по-другому, наверное, на письма жителей реагировать. Но, вы знаете, по времени совпадало, что после выхода статей жестких с критикой в адрес главы нашего район Стрельченко Владимира Владимировича у Бекетова, который ничем больше не занимался, у него не было бизнеса, например, была взорвана машина.
Любовь Чижова: Администрация Химок всячески отрицает тот факт, что как-то они реагировали вот на то, что «Химкинская правда» критиковала вырубку Химкинского леса, потому что якобы территория этого леса не относится к самим Химкам, поэтому им, собственно говоря, все равно, это не их проблемы.
Евгения Чирикова: На самом деле, они не говорят почему-то о том, что было распоряжение химкинскогом мэра №367Р от 05.04.2005 года «О предварительном размещении трассы, автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург по территории Химки», в котором наш мэр единолично принимает решение, за месяц до общественных слушаний, о прокладке трассы по Химкинскому лесу. Почему он в 2005 году распоряжается федеральными лесными землями – нам непонятно. Но надо, вы знаете, быть до конца последовательными и иметь определенную силу воли нашему мэру и объяснить. Или пусть он тогда свое распоряжение отменит. Или он пусть тогда не врет, что он не распоряжается чужими землями. Потому что на сегодняшний день строительство идет в Химкинском лесу. Дело в том, что границы Химкинского леса, к сожалению, наши природоохранные органы, которые должны за этим следить, они их не отслеживают. У нас есть письмо от Министерства природных ресурсов, которое пишет, что «мы просто не знаем границ Химкинского леса».
Любовь Чижова: Химкинские власти отрицают свою причастность к нападению на Михаила Бекетова. Как заявил зам. главы Химок Алексей Хомутов, «пострадавшего громко называть журналистом, а издание – газетой, потому что оно нигде не зарегистрировано». По словам чиновника, городские власти никогда не судились с «Химкинской правдой». Однако журналисты российских изданий напоминают, что это не так: после поджога машины Бекетова он прямо написал в газете, что к этому может быть причастен глава администрации Химок Владимир Стрельченко, и мэр подал на журналиста в суд.
Глава партии «Яблоко» Сергей Митрохин взял дело об избиении Бекетова под свой контроль, он же помог перевезти искалеченного журналиста в НИИ Склифосовского. Но вот в том, что правоохранительные органы проведут объективное расследование, Митрохин сомневается…
Сергей Митрохин: Я знаю Михаила Бекетова как абсолютно честного человека с очень жесткой гражданской позицией, человека абсолютно бесстрашного. Неоднократно уже он подвергался угрозам и преступным действиям с целью изменить его позицию. Я считаю, что главная причина этого преступления – это профессиональная деятельность. В настоящее время, к сожалению, следователи ОВД Химок эту версию не рассматривают. Они рассматривают бытовую версию, а также крайне экзотическую версию о том, что якобы кто-то хочет таким образом свести счеты с главой администрации Стрельченко.
Требование активистов движения «За Химкинский лес» - чтобы была рассмотрена как версия его профессиональная деятельность, его критика в адрес главы администрации, того же самого Стрельченко, его критика проекта строительства платной магистрали Москва – Санкт-Петербург через Химкинский лес, то есть фактически уничтожение Химкинского леса, - не встречает никакого понимания со стороны следствия. В этой ситуации я подпишу обращение к министру внутренних дел Нургалиеву, с тем чтобы он взял в свое производство это дело и чтобы от него были отстранены следователи ОВД «Химки» потому что они вполне могут находиться под давлением администрации Химок.
Любовь Чижова: Правда ли, что были звонки в Химкинскую больницу, какие-то люди угрожали добить Бекетова?
Сергей Митрохин: Да, действительно, эта информация идет от московских врачей, которым ее сообщили врачи в Химках. Они сказали, что вот такие поступают угрозы. И даже московская бригада какое-то время колебалась, везти ли его в условиях этих угроз или нет, потому что опасались, что нападут на реанимационную машину. Но я не исключаю, что это был фактор психологического такого давления, с тем чтобы напугать в первую очередь именно врачей и тем самым как-то ослабить их возможности по спасению Михаил Бекетова.
Любовь Чижова: А какова вероятность того, что дело все-таки будет замято?
Сергей Митрохин: К сожалению, вероятность очень высокая. Мы знаем, что правоохранительные органы сегодня, к сожалению, далеко не объективны, особенно в таких делах, где фигурируют политики, общественные деятели, журналисты, - правоохранительные органы здесь всегда защищают какие-то клановые, властные интересы, как правило.
Любовь Чижова: Сразу после того, как стало известно о жестоком избиении Михаила Бекетова, все средства информации написали о том, что его издание чаще других рассказывало о проблеме вырубки Химкинского леса. Местные чиновники поспешили от нее откреститься. Замминистра по делам печати и информации Московской области Николай Синицын заявил, что эта проблема вне компетенции городского округа Химки; решение о строительстве автомагистрали Москва-Санкт-Петербург принято федеральными чиновниками, и местной администрации ни к чему угрожать журналисту и организовывать нападение… Говорит зам.главы Росприроднадзора Олег Митволь.
Олег Митволь: Лукавят. Зачем же они тогда в прокуратуру на него подали, что якобы он оклеветал главу местной администрации. Здесь речь идет о том, что под предлогом большой идеи платной автодороги, все понимают, что она нужна, при этом никто не говорит, что есть два альтернативных варианта, не затрагивающих лес. Кому-то просто интересно под это дело еще и получить огромное количество земли для коммерческой застройки. Вот за что там идет битва. И вот это все строительство, оно уже подходит к этому лесу, и то, что уже два года люди протестуют, у кого-то из… назовем их общим словом бандиты, у них у кого-то сдали нервы.
Я знаю эту версию о том, что два бомжа перелезли через забор с импортными бейсбольными битами, хотели ограбить Михаила, потом забили его практически до смерти, укрыли какой-то тряпкой и забыли ограбить. Я слышал эту версию, и конечно, это смешно. И пока руководство МВД все-таки кулаком по стол не ударит, у нас эта версия будет главенствующей.
В данной ситуации речь идет о том, что журналист выступал за соблюдение конституционных прав, а именно – 42-ой статьи Конституции России – право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду. И он лишь пытался обеспечить здоровье своим детям. К сожалению, у нас некоторые руководители на местах как-то уже считают, что Россия разделилась на удельные княжества, им княжество дали, вотчину какую-то. Я считаю, это абсолютно не так. Я считаю, у нас есть законы, Конституция, и когда происходят такие преступления, я считаю, это просто вызов государству. Кстати, там проблема даже в том, что все так нагло происходит, и не забывайте, что угрожали не только ему. Я знаю, что другим участникам этого движения «В защиту Химкинского леса» неоднократно тоже раздавались угрозы. Сжигали дверь в квартире. То есть там происходит полное безобразие. И это уже длится более года. Я обращался год назад в Генеральную прокуратуру, никто не отреагировал, обращение было спущено в Московскую область и там было похоронено.
Любовь Чижова: В конце ноября в Химках и в Москве пройдут акции в поддержку Михаила Бекетова. А пока его соратники напоминают, что Михаилу, который сейчас находится в очень тяжелом состоянии, нужна кровь 1-й группы.