Гибель солдата срочной службы в Ставропольской области

В воинской части города Невинномысска Ставропольского края найден повешенным рядовой Антон Шаламов. По словам следователя Антона Черватенко уголовное дело возбуждено по факту неуставных отношений. По делу в качестве подозреваемого, проходит сослуживец погибшего солдата. Имя подозреваемого в интересах следствия не разглашается.


Антон Шаламов ушел в армию в декабре прошлого года. В 16 лет он перенес тяжелую травму: множественные переломы обеих рук, ключицы, сильные ушибы коленного сустава и головы. Первое время он получал отсрочки от призыва в армию, но осенью прошлого года военкомат признал Антона годным к воинской службе.


29 октября этого года Антон позвонил сестре и сказал, что лежит в санчасти, потому что у него переломаны пальцы и ребра. Солдат попросил, чтобы его срочно забрали домой. Согласно документам, на следующие сутки, 30 октября, он заступил в наряд. 31 октября районный военкомат сообщил родственникам, что солдат повесился во время дежурства в столовой. По словам следователя, на теле погибшего никаких видимых телесных повреждений не обнаружено.


Комментируя информацию о том, что при повторном вскрытии в присутствии родственников в теле солдата отсутствовали почка, селезенка и сердце, представитель военного следственного отдела пояснил, что органы находятся на медицинской экспертизе, которая должна определить, что же явилось конкретной причиной смерти. При этом следователь отказался отвечать на вопрос, задержан ли подозреваемый.


В семье Шаламовых, проживающих в Калининске, небольшом районном городке под Саратовом, 9 детей. Антон - второй сын Шаламовых, который погиб в армии при неизвестных обстоятельствах. Старшего, служившего на Балтийском флоте, его мать, Наталья Шаламова, нашла по фотографии среди захороненных неопознанных тел. В день гибели Антона его младший брат получил повестку из военкомата. Саратовский областной Союз солдатских матерей делает все возможное, чтобы добиться наказания виновного в гибели Антона и освободить от призыва младшего сына многодетной семьи.


Родители не поверили в самоубийство сына и обратились в областной Союз солдатских матерей. Его председатель Лидия Свиридова говорит, что впервые удалось добиться проведения судмедэкспертизы по месту жительства солдата. Но независимому эксперту, с которым Шаламовы заключили договор, провести экспертизу не разрешили. Свиридова подчеркнула, что «результаты экспертиз не известны. Одна проводилась в Невинномысске, другая в Калининске, но пока эксперты утверждают, что им нужно не менее 30 суток на то, чтобы сделать экспертное заключение».


Следствие, начавшееся по факту доведения до самоубийства, установило признаки неуставных отношений. Лидия Свиридова говорит, что наиболее важно сейчас «найти не крайнего, а на самом деле виновного». Для этого, по ее мнению, «необходимо направить в Северо-Кавказский военный округ общественную комиссию, в которую должны войти члены саратовского правительства. Узнать истинную причину гибели Антона Шаламова важно еще и потому, что от этого зависит, будет ли освобожден от призыва младший сын в многодетной семье. Если у матери будет документ, в котором будет написано не «повешение», а «погиб при исполнении обязанностей военной службы», то тогда третьего сына ей удастся сохранить.


В 2008 году это уже шестой случай гибели саратовских солдат в воинских частях. Пока ни одно уголовное дело, возбужденное по статье «неуставные отношения», не закончилось обвинительным приговором.


Опасения Лидии Свиридовой, что истинная причина гибели солдата срочной службы Антона Шаламова может быть не названа, разделяет и военный обозреватель Александр Гольц. Он напоминает, что «общество сегодня лишено достоверной информации о преступности в вооруженных силах. Эта информация поступала, когда отношения между Военной прокуратурой и Министерством обороны были скверными. Когда власти поменяли главного военного прокурора, преступность в отношении личности в вооруженных силах стала резко падать. Буквально в течение нескольких месяцев она упала весьма значительно и находится в этом положении, согласно официальным отчетам, уже длительное время. И даже говорят о ее снижении. Никакого доверия к этим данным нет, тем более, что время от времени появляются сообщения о случаях, подобных тому, что произошло с Антоном Шаламовым. Более того, при нынешней системе организации расследований преступлений в армии, шансов, что ситуация изменится к лучшему, нет. В свое время бывший министр обороны Сергей Борисович Иванов гордо сказал, что на сайте Министерства обороны будет заведена специальная страница, где будут сообщать имена погибших солдат, а также номера частей, в которых они служили. Но военные быстро сообразили, что тогда у общественных и правозащитных организаций появится возможность сверять свою информацию с теми данными, которые сообщает Министерство обороны. И немедленно от этой идеи отказались. В России нет никакой системы гражданского контроля за преступностью в вооруженных силах. Приходится лишь верить или не верить тем данным, которые сообщают официальные источники».