Годовщина убийства лидера дагестанского отделения "Яблока" Фарида Бабаева

Программу ведет Валентин Барышников. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Максим Ярошевский.



Валентин Барышников: Сегодня годовщина убийства лидера дагестанского отделения партии "Яблоко" Фарида Бабаева. В Москве прошел пикет с требованием наказать убийцу и заказчиков преступления. В Махачкале, между тем, продолжается суд над двумя жителями республики, которых обвиняют в совершении преступления. В пятницу Верховный суд Дагестана сделал этот процесс открытым.



Максим Ярошевский: На Фарида Бабаева напали год назад 21 ноября. Убийца ждал его в подъезде дома, где проживал лидер дагестанского отделения "Яблока". Бабаев получил четыре огнестрельных ранения и, не приходя в сознание, скончался в больнице три дня спустя. Убийство совершили во время предвыборной кампании в Госдуму, которые состоялись 2 декабря. Бабаев представлял первый номер в региональном списке кандидатов в депутаты в партии "Яблоко". На скамье подсудимых находятся исполнители преступления. О ходе следствия Радио Свобода рассказал член совета правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов.



Александр Черкасов: Обвиняются в убийстве Бабаева Ресал Мамедрезаев и Сеферали Сефемирзоев. Хотя по горячим следам не удалось задержать убийцу, но был составлен фоторобот. 3 марта этого года в Якутии был задержан Мамедрезаев. На предварительном следствии он сообщил, что выполнял распоряжение Абаса Абасова, сына главы Докуспаринского района Керимхана Абасова. Это было связано с деятельностью Фарида Бабаева, поскольку тот жестко критиковал главу Докуспаринского района и республиканских милиционеров за расстрел 25 апреля 2006 года мирной демонстрации, требовавшей отставки главы района, и эта история получила большой резонанс. Абасов-младший был взят под стражу, однако через несколько дней последовало заявление Мамедрезаева о непричастности его к преступлению. Тогда же заместитель главы следственного управления Дагестана Мирзабалаев заявил, что показаниям задержанного вообще нельзя верить, поэтому Абасов был отпущен на свободу под подписку о невыезде.


В октябре, уже после открытия судебного процесса, было названо еще одно имя предполагаемого заказчика убийства – Седредина Канберова, который якобы и передал Магомедрезаеву пистолет и обещал 15 тысяч долларов. Об этом писали средства массовой информации.


Судебный процесс идет очень трудно. Несколько месяцев занял отбор присяжных. Наконец, в настоящее время слушания начались, но теперь родственники Фарида Бабаева и их адвокаты обнародовали заявление, в котором утверждают, что на свидетелей обвинения оказывают давление. Те меняют показания или вовсе отказываются от данных на предварительном следствии показаний.


Фарид Бабаев, возглавлявший дагестанское отделение "Яблоко", был не только честным политиком, но и активно действующим правозащитником. Он придавал гласности сведения о многочисленных случаях нарушений прав человек в Дагестане, и эти случаи вкрадывались - похищение и безвестное исчезновение людей, фабрикация уголовных дел, небывалая коррупция, чиновничий произвол. Фарид выступал за прозрачность выборов и по-настоящему жестко и смело вел предвыборную кампанию в Государственную думу.



Максим Ярошевский: Сегодня у памятника Энгельсу на Кропоткинской пикет в память о Фариде Бабаеве. На него пришли около 40 человек, членов партии "Яблоко" и правозащитного центра "Мемориал". В руках участники акции держали плакаты "Остановите политические убийства", "Анна Политковская - 2006, Фарид Бабаев - 2007, Магомед Евлоев - 2008". Пикетчики уверены, что лидера дагестанского "Яблока" убили именно по политическим причинам. Говорит председатель правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов.



Олег Орлов: Фарид Бабаев был очень яркой, очень видной политической фигурой, он был оппозиционер. Он говорил очень многие вещи, которые всем известны в республике, но о которых люди боятся говорить. Он был не только политиком, он был правозащитником, поэтому мы, правозащитники, правозащитный центр "Мемориал" считаем его своим не только другом, но и коллегой. Он первый, кто начал говорить о похищениях людей, он первый, кто очень серьезно и много говорил и требовал расследования расстрела мирной демонстрации в Докуспаринском районе. Он очень много говорил о коррупции, он очень много говорил о страшных, вопиющих нарушениях избирательных прав граждан в Дагестане. Он это говорил прямо в лицо власти и власть ему это, в общем, не прощала. У него при жизни были угрозы, ему говорили, утихомирься, прекрати. Кончилось, к сожалению, его утихомирили.



Максим Ярошевский: На пикете распространяли заявление родственников Фарида Бабаева. Они призывают власти Дагестана, МВД республики взять под свой личный контроль ход следствия, обеспечить условия для справедливого судебного разбирательства по делу об убийстве. "Мы призываем общественность и средства массовой информации отслеживать ситуацию вокруг расследования преступления. Исполнители и заказчики политического убийства не должны уйти от ответственности", говорится в заявлении.


Участник сегодняшнего пикета, председатель правозащитной фракции партии "Яблоко" Валерий Борщев не верит в то, что заказчики этого преступления будут найдены и наказаны.



Валерий Борщев: Не будут они найдены, поскольку, в общем-то, заказчики, понятное дело, на очень и очень большом верху. И власть не заинтересована в том, чтобы их раскрывать. Открыв имена заказчиков, они покажут, насколько система, государственная система, политическая система чревата такими преступлениями, чревата политическими убийствами. Она программирует такое зло, такой произвол, как политические убийства. В принципе для властей Дагестана было бы очень важно найти заказчиков, потому что мы с Григорием Явлинским встречались с президентом Дагестана Алиевым, и мы называли предполагаемого заказчика, на наш взгляд (естественно, предполагаемого, мы не могли доказать), и он был с нами солидарен. Найти заказчика, раскрыть - это в интересах России. Это в интересах не только нас, правозащитников, не только в интересах политических демократических партий, партии "Яблоко", это в интересах в целом России. Пока политические убийства являются методом борьбы, фактом политической нашей жизни неизбежным, страна нестабильна, страна находится на краю драматических событий. На мой взгляд, власти выгодно было бы найти заказчиков, даже если это потребует переоценки многих личностей. Но она этого не делает, и, боюсь, не сделает.



Максим Ярошевский: Почтить память коллеги по партии в Москву приехал лидер петербургского отделения "Яблока" Максим Резник.



Максим Резник: То, что делал Фарид Бабаев, то, что делают вообще наши коллеги в республиках Северного Кавказа, мы все работаем в сложных условиях, но их условия приближены к боевым, как мы видим, к сожалению. Требуется огромное мужество сегодня, чтобы быть вообще в партии "Яблоко" в настоящее время в России. Но чтобы быть в партии "Яблоко" там это уже не мужество, это уже, можно сказать, героизм. Конечно, самые искренние соболезнования и чувство горечи. Я понимаю, насколько трудно родным Фарида, потеряв его, но без таких как он людей в России никогда не восторжествует ни свобода, ни справедливость. К сожалению, приходиться иногда платить такую цену. Это страшно. И это характеризует, конечно, состояние дел в нашей стране и в обществе, и в государственной системе, в системе власти. Что делать? Остается только чтить память Фарида и делать то, что делал он, продолжать его дело, надеяться на то, что его смерть, как это ни горько звучит, не будет напрасной.



Максим Ярошевский: Пикет памяти Фарида Бабаева продлился не больше часа .