Накануне визита президента России Дмитрия Медведева в крупных городах Иркутской области Иркутске и Ангарске были запланированы три митинга. Протестующие были намерены поднять проблемы сферы жилищно-коммунального хозяйства, завышенных энерготарифов для предпринимателей, а также выйти на защиту Байкала от Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Планировалось, что протесты продолжатся и в день пребывания Медведева в Иркутске. Но единственной инициативной группе, которая подала в администрацию уведомление, запретили провести даже небольшой пикет. «Поможем мэру и Думе города Иркутска навести порядок в сфере ЖКХ», «Поддерживаем президента и правительство России в жёстком контроле Управляющих компаний» - с такими лозунгами горожане планировали выйти на площадь перед зданием правительства Иркутской области на пикет.
Проблема иркутян заключается в том, что вот уже четыре месяца жители 19 многоквартирных домов, не могут передать свои дома от одного домоуправления, работой которого они не довольны, другому - которому доверяют. В поисках путей решения проблемы люди прошли все возможные инстанции, которые должны были помочь отстоять их права. Обращались в прокуратуры города, района, области, антимонопольный комитет, к губернатору и в приемную президента России и к премьер-министру Путину.
Николай Орленко: Везде, во всех инстанциях ответ однозначный: «да, вы правы, но, извините, подавайте в суд». Сразу встает вопрос: «зачем нужна эта прослойка – между населением и судом». Прослойка – это я считаю, власть. Прокуратуры, антимонопольный комитет – зачем эти все структуры созданы, если они просто не могут решить вопроса?
Екатерина Вертинская: Иркутяне нашли поддержку только в лице мэра города и депутатов местной Думы. Однако пока их власти недостаточно, чтобы справиться с таким объединением как Саморегулируемая организация «Содружество ЖКХ». Это некоммерческое партнерство активно защищает интересы крупнейших компаний-монополистов в сфере ЖКХ Иркутска, которые его и основали. Еще одно препятствие – несовершенство Жилищного Кодекса РФ. Дважды люди пытались рассказать о проблеме членам Совета Федерации Федерального Собрания, которые приезжали недавно в Иркутск, и депутатам Государственной Думы. Но эти попытки были безуспешными, поэтому иркутяне решили, что их проблему может решить только президент.
Ванда Слюсарь: В пикете нам было отказано, ссылаясь на то, что подобная ситуация порождает угрозу безопасности президенту. Досадно, что общественников, которых наши власти знают всех в лицо, приравняли к террористам.
Екатерина Вертинская: Рассказывает иркутянин Николай Орленко. Он планировал также принять участие в отмененном пикете.
Николай Орленко: Это что получается, наша власть и правоохранительные органы боятся, что народ – террористы перед президентом. Но мы же его выбирали. Если мы его выбирали, пусть он услышит мнение народа. Мы не собираемся митинговать, лезть в драки, волной идти. Мы просто встанем и покажем плакатики, и пусть президент почитает и задаст вопросы нашему руководству, как губернатору, так и города Иркутска, почему такое положение дел, почему не находится выход, а извините президент должен решить этот вопрос.
Екатерина Вертинская: После того, как члены инициативной группы получили документы с отказом в проведении акции протеста, они начали обсуждать возможность проведения одиночных пикетов перед зданием правительства Иркутской области. Но так как реакция на их появление со стороны правоохранительных органов может быть непредсказуемой, решили не рисковать здоровьем.