Его мать была пианисткой и преподавала музыку. Все ее сыновья слушали игру матери с первых дней рождения. Шопена, Листа, Моцарта, и Баха. Старший – Харри стал учителем музыки, средний – Хоуард – композитором. Младший, Дэйвид – пианистом и композитором.
На этой недели ему исполняется 88 лет. Его полное имя Дэйвид Уоррэн Брубек.
У микрофона ваш ДС и «Джаз на Свободе».
Strange Meadow Lark
ДС: - Strange Meadow Lark, «Странный Полевой Жаворонок», композиция Брубека, он же за роялем. Сольный диск Дэйва Брубека «Лишь ты, лишь я…», запись была сделана в Стэмфорде, в июне 94 года.
Многие считают Брубека пианистом, пришедшим в джаз из классической музыки. Но это не так. Дэйв никогда не играл классику, только джаз. И это не смотря на то, что он учился композиции и у Арнольда Шёнберга (недолго), и у Дариуса Мийо.
Мийо страшно забавляло то, что Брубек играет не точно: «вокруг да около» собственных пьесок. Но он знал секрет Брубека. Дэйв страдал косоглазием левого глаза и в детстве, когда мать учила его нотной грамоте, претворялся, что читает с листа, а на самом деле играл на слух. Он подробно рассказал о своем «нотном отставании» историку джаза Лэну Лайонсу.
( Брубек упоминает нескольких знаменитых пианистов, не знавших нотной грамоты: Эррола Гарнэра, в первую очередь, Каунта Бэйзи, который (как, кстати, и сам Дэйв) научился читать ноты под старость, и, самым странным образом Брубек подозревает, что и Дюк Эллингтон не умел читать с листа… )
Но вот еще один вариант Strange Meadow Lark в исполнении знаменитого квартета Брубека…
Strange Meadow Lark
ДС : Strange Meadow Lark. Пол Дэзмонд – альт-саксофон; Дэйв Брубек – рояль; Джин Райт – контрабас и Джо МорЕлло – ударные. Тот самый, разошедшийся гигантским тиражом по всем континентам, исключая Антарктиду, диск квартета - «Time Out». 59 год.
Свой первый состав, октет, Брубек собрал в 46 году. В 49-м он записал первый диск в составе Трио на фирме Fantasy. Легендарный квартет появился на свет в 51 году и просуществовал до 67-го. Звучание квартета, его музыкальную подпись, невозможно было не узнать.
Пол Дэзмонд играл не менее важную роль, чем сам Брубек. Его воздушная лиричность, необыкновенная легкость вкупе с переплетающимися ритмами контрабаса, ударника и пианиста, и создавали уникальное звучание квартета. Брубек в ту эпоху не был виртуозом типа Тэйтума, Пауэлла или Питерсона. Он играл мощными аккордами, нагнетая эмоциональное давление. Будучи композитором, он применял на практике теорию политональности.
Прославила квартет однако не композиция Брубека, а Дезмонда. Вы ее наверняка слышали:
Take Five
ДС: - Take Five , Дэзмонд – альт; Брубек – рояль; Райт – контрабас и Морелло – ударные. Роль Брубека в этой пьеске – незначительна. Можно сказать, что играют двое: Пол Дэзмонд и Джо Морелло.
Распустив квартет в 67 году, в 68м Брубек собрал новый с Джерри Маллигэном на баритон-саксофоне. Новый квартет протянул шесть лет и играл, как и предыдущий, в основном для белой университетской публике. Играл все тот же «кул» Западного Побережья, так как «бип-боп» все еще был музыкой Чикаго, Канзаса и Нью-Йорка и скорее афро-американских джазменов и фанов.
Прививка би-бопом шла медленно.
С 72 года Дэйв начал играть с сыновьями Дэном (ударные), Дариусом (контрабас) и Крисом (клавиши). В 71 году Дэйв Брубек написал одну из самых значительных своих работ: кантату The Truth is Fallen.
В 94 году Брубек был введен в Холл Славы «Даунбита»…
В начале нового века Брубек много гастролировал, подчас выступая в восьмидесяти городах мира - в год. Он сочинял музыку для балетов и большие развернутые композиции. Три года назад он ограничил свои гастроли территорией США.
Расстанемся мы под вальс Дэйва Брубека, записанный еще одним составом квартета: с Бобби МилитЭлло на альте; Алэком ДэнКворthом на контрабасе и Рэнди Джоунсом на ударных.
Waltzing
ДС: Waltzing, «Вальсируя», Дэйва Брубека. Он же за роялем. Бобби Милитэлло альт; Алэк ДэнКворth – контрабас; Рэнди Джоунс –ударные. Лондон, 98 год.
Вот и все на сегодня. Подкаст Джаза на Свободе» - на сайте радиостанции svobodanews.ru. Всех благ, чао, ба-бай!