Скончался глава Русской православной церкви патриарх Алексий II

Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.



Александр Гостев : Сегодня в своей подмосковной резиденции в поселке Переделкино на 80-м году жизни скончался глава Русской православной церкви патриарх Алексий Второй. Он был пятнадцатым патриархом за десять веков существования православия на Руси. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.



Любовь Чижова: О кончине патриарха российским информационным агентствам сообщил источник в Московской патриархии. У Алексия Второго были проблемы с сердцем. В 2002 году он был госпитализирован в реанимацию Центральной клинической больницы, в 2004 году лежал в одной из столичных клиник с диагнозом «сердечная аритмия». В российских СМИ не раз появлялись слухи о кончине патриарха. О смерти главы Русской православной церкви говорит профессор московской духовной академии отец Андрей Кураев.



Андрей Кураев: Прежде всего, это означает, конечно, скорбь и повод для молитвы. Во-вторых, конечно же, это и дума о будущем. Я думаю, что главная проблема, которая ждет нас в связи с кончиной патриарха, это созыв поместного собора для выборов нового патриарха. Дело в том, что, скорее всего, в повестке дня этого собора появится пункт о статусе Украинской православной церкви, потому что в 1992 году, когда митрополит, еще законный, Киевский Филарет ставил вопрос на архиерейском соборе в Москве об автокефалии Украинской церкви, то тогда собор сказал, что это слишком серьезный вопрос, чтобы рассматривать его на архиерейском соборе, и необходим созыв поместного собора. Но собор не собирался, в частности, именно по этой причине, чтобы не рассматривать этот вопрос и тем самым не напрягать церковную ситуацию на Украине. Сейчас это уже придется сделать. Я думаю, что чем скорее пройдет собор (а дело в том, что, по уставу, церкви может и полгода быть отведено на организацию этого собора), тем больше надежды на то, что украинские епископы испытают меньшее давление со стороны спецслужб и администрации президента по этому вопросу.



Любовь Чижова: Вообще фигура патриарха насколько значима для РПЦ, и насколько она значима для всей России?



Андрей Кураев: Конечно, даже просто от его характера зависит очень многое. Все-таки патриарх Алексий Второй мог быть собирателем. Его любимая присказка была: "Я не из кого не буду делать мученика". И вот это его умение терпеть, быть в диалоге с самыми разными людьми, не бить наотмашь, вот это оказалось очень важно для того, чтобы церковь не распалась в распадные 90-е годы. То есть парад суверенитетов церковь не затронул.



Любовь Чижова: Историк религии, доцент Центра сравнительного изучения религий РГГУ Борис Фаликов подводит итоги деятельности Алексия Второго на посту патриарха и называет имена его возможных преемников.



Борис Фаликов: Основная характеристика Алексия заключается в том, что он и по духу, и как политик, центрист, и вот в этом смысле, может быть, его можно сравнить с Михаилом Горбачевым из светских политиков. То есть он пытался удержать такую среднюю линию. На мой взгляд, самая его большая роль заключается в том, что он удержал церковь от сползания в 90-е годы в такой крайний консерватизм и фундаментализм, которые для церковных масс в ту пору были очень характерны.


Удалось ему это сделать, прямо скажем, не демократическим путем. Дело в том, что церковь под его руководством отказалась от проведения поместных соборов там, где судьбоносные решения для церкви принимаются не только священством, но и мирянами. Так вот, поместных соборов с 1990 года у нас не проводилось, и вся полнота власти принадлежит архиерейским соборам, то есть когда церковное начальство само решает, как вести церковный корабль.



Любовь Чижова: О преемниках возможных что вы можете сказать? Кто может стать российским патриархом, как вы думаете?



Борис Фаликов: Как мне кажется, два основных кандидата - это митрополит Климент, он управделами сейчас, фигура влиятельная, и главный церковный дипломат митрополит Кирилл. Кирилл - фигура более харизматическая, более известная, но внутри церкви у него довольно сильная оппозиция. Церковь у нас достаточно консервативна, и в основном Кирилла упрекают в том, что он экуменист и слишком резок в принятии решений, его побаиваются - слишком яркая фигура. Климент - более осторожный, он весьма умеренный человек. Наверное, церкви должны поддержать его. Но тут еще определенную роль сыграет и позиция властей, потому что то, что церкви удалось сделать многое, это во многом объясняется и поддержкой власти, на сближение с которой церковь так бесстрашно шла. Ну так вот, за это надо платить потерей некоторой самостоятельности. Поэтому, боюсь, что в принятии решения сыграют роль и светские власти, для которых, безусловно, митрополит Климент является более приемлемой фигурой.



Любовь Чижова: Преемник патриарха, скорее всего, продолжит его курс на дружбу с государством - в этом заинтересованы сами чиновники. О политическом масштабе личности Алексия Второго рассуждает политолог Владимир Прибыловский.



Владимир Прибыловский: Политическая роль патриарха была простая - сохранение церкви в подчиненном состоянии у государства. Алексий Второй всегда был лоялен светской власти. Тут его биография делится на две части. То есть до падения коммунистического режима он и корпоративные интересы церкви не особенно защищал, он их подчинял государству, но как только стало возможно, церковь осталась в зависимости у государства, но стала вести активную политику по своему собственному укреплению - церковь, как общественный институт, как общественно-политический институт, как корпорация.



Любовь Чижова: Как вы считаете, преемник Алексия Второго продолжит вот этот политический курс?



Владимир Прибыловский: На мой взгляд, есть два основных претендента. Я ставлю на Климента (Капалина), потому что он был бы продолжателем политики Алексия, то есть его будет поддерживать Кремль или, по крайней мере, те фракции правящей кремлевской коалиции, которые считают, что церковь не должна быть независимой, должна быть государственным институтом. Поэтому для политики укрепления исполнительной вертикали естественно, чтобы патриархом стал Климент. Но есть и второй кандидат, всем известный митрополит Кирилл, который вообще-то считает, что священство выше царства. У Кирилла прямо противоположная линия, он считает, что государство должно подчиняться церкви. То есть он открыто, конечно, этого не говорит, но при патриархе Кирилле церковь будет пытаться стать независимым институтом, который, ко всему прочему, еще и захочет командовать государством, ну, через чиновников, естественно. Поэтому я думаю, что из чувства самосохранения государственные люди должны Климента двигать, а Кирилла не пустить.



Любовь Чижова: Алексий Второй - в миру Алексей Михайлович Ридигер - родился в 1929 году в Таллинне. Он был пятнадцатым российским патриархом и находился на своем посту с 1990 года.