В Москве прошел международный форум по нанотехнологиям

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ольга Орлова .



Андрей Шарый : В Москве завершил сегодня работу первый международный форум по нанотехнологиям. Его организовала российская государственная корпорация «Роснано», созданная в 2007 году для развития нанотехнологий. И на ее нужды правительство России выделило 130 миллиардов рублей. Не оставляло внимание правительственных чиновников и сам этот высокий конгресс. Выступили члены правительства и различные важные государственные чиновники. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Ольга Орлова.



Ольга Орлова : Условно нанотехнологии можно разделить на три вида. Одни повышают качество нашей жизни, например, с помощью создания новых материалов, очистки воздуха и воды, точечной доставки лекарств. Второй вид нанотехнологий может кардинально изменить мир вокруг нас в том случае, если удастся получить дешевую солнечную и водородную энергию. Но есть и так называемые футуристические нанотехнологии – те, которые изменят нас самих, например, когда речь идет о сращивании нейронов и чипов и об управлении биороботами.


С этой точки зрения особенность первого форума в России заключалась в том, что те продукты нанотехнологий, до которых мы можем в буквальном смысле дотянуться рукой, оказались самыми немногочисленными. Они были представлены на выставке, собравшей около 150 разных фирм на предприятии. Например, предприниматели Татарстана демонстрировали шкурки со специальным нанопокрытием, которое сохраняет блеск и защищает мех от разрушения личинок моли. А участники иранской программы представили носки, изготовленные с измельченными частицами серебра. В Иране эти изделия уже стали популярными – носятся они дольше, устраняют неприятные запахи, а по цене почти не отличаются от обычных.


В рамках научных секций было заявлено около 1,5 тысяч докладов. Правда, по мнению экспертов, некоторая часть из них представляла собой уже известные исследования. При этом заметным стало отсутствие нескольких ведущих научных групп из Института теоретической физики имени Ландау, Института физики твердого тела, Московского физико-технического института. Также весьма неполно были представлены российские ученые, работающие в области нанотеха за рубежом. Например, не приехал почти никто из докладчиков нанотехнологической конференции русскоговорящих ученых, прошедшей этой осенью во Франции. Хотя среди ее участников были ученые с мировыми именами. Почему не видно ваших коллег? Спросили мы у организатора Ассоциации российских ученых за рубежом, профессора физики Университета Экс-Марсель Вячеслава Сафарова.



Вячеслав Сафаров : Это дело новое. Оно проводится, в сущности, в первый раз. Поэтому многие просто решили посмотреть, что это такое, как оно проходит, что оно из себя будет представлять.



Ольга Орлова : Форум вполне отразил реальное положение дел с развитием нанотеха в России - продуктов и технологий мало, а научных докладов, не имеющих к ним отношения много. А вот о том, какие из идей дадут плоды в ближайшее время, речь на третьей деловой секции форума. Она выглядела наиболее представительно, собрав самое большое количество иностранных участников. Среди их координатор американской нанотехнологической инициативы Джеймс Мёрдей, разработчик израильской наноинициативы Дан Веленский, руководитель китайского технопарка Су Чжоу, специалисты компаний «Интел», «Нокиа», «Сименс», «Порше» и других.


Все эксперты из Германии, США, Израиля и Китая, с которыми мне удалось поговорить, сошлись на том, что ставка на нанотехнологии сейчас делается правильно. Потому что пока учеными не найдено других структур и объектов, с помощью которых можно было бы решить главные проблемы в области микроэлектроники, получении энергии и продлении жизни. Также разумно, на взгляд моих собеседников, выглядит и стратегия, выбранная Россией. Во всем мире нанотехнологии начинали развиваться по инициативе и при поддержке государства. Вот как об этом рассказывает руководитель израильской компании «Сэла» Дмитрий Богуславский.



Дмитрий Богуславский : Это все происходило на моих глазах, и происходило достаточно быстро, потому что у нас маленькая страна. Поэтому это происходит несколько быстрее. Я видел фантастически хорошо работающую правительственную программу, где я создавал какой-то проект. Я их создал за эти 16 лет достаточное количество. Ко мне приходил эксперт в области физики, который очень точно оценивал мой проект, у которого были абсолютно логичные требования к моему проекту. Честно говоря, я очень доволен, потому что это мне помогло поднять несколько сложных высокотехнологичных проектов, на которые я вряд ли нашел бы частных инвесторов, если бы не было государственной поддержки. Но если эксперт видит, что вложение в одну отрасль, может принести определенные бенефит, а в другую – только социальные. Естественно, надо выбирать социально-коммерческие. Помните, как у Жванецкого - и тот инвалид, и тот инвалид, только этот дает еще 500 рублей.



Ольга Орлова : Но главный вопрос, на который пока нет ответа, - будет ли государственная инициатива в России подхвачена частным бизнесом? Ведь это во многом зависит от восприимчивости среды. Для нанозерен такой почвой являются инженерные площадки и мелкие технологические фирмы. Первые в России почти исчезли в 90-е годы, а вторые развиваются с колоссальным трудом. Говорит один из участников форума, кандидат физико-математических наук, директор компании «Кинтех» Борис Потапкин.



Борис Потапкин : У нас есть проблемы. У нас был длительный перерыв в финансировании. Эта проблема не может не сказываться ни на исследованиях, и на разработках, и на результатах. Чтобы было саморазвитие, должны быть все эти три компонента – фундаментальная наука, прикладная и индустрия, которая будет это дело брать. Потому что эволюцию трудно предсказать. Максим, по-моему, что мы можем сделать – это создать условия и ждать.



Ольга Орлова : Однако просто дать денег и ждать ни бизнесмены, ни государство не согласны и сходятся на том, что система исследования разработок в России нуждается не только в стимулах, но и реформах. Затрагивали на форуме и вопрос о безопасности нанообъектов, которые так волнуют общественность. Но многие профессионалы, имеющие дело с наноструктурами, относятся к ним спокойно. Рассказывает профессор физики Университета Экс-Марсель Вячеслав Сафаров.



Вячеслав Сафаров : Если вы зайдете в старый собор, где имеются цветные витражи, во многих из них свет определяется включением в стекло нанообъектов из полупроводниковых кристаллов. То есть это уже было освоено века назад. От этого смертность резко не увеличилась, а, я бы сказал, уменьшилась.



Ольга Орлова : Так что, многие виды нанотехнологий человечеству знакомы давно, а потому им пора перестать играть роль маркетинговых уловок или страшилок. А вот другая часть нано – пока также далека от нас, как радикальное продление жизни или квантовый компьютер. Но, как полагают участники форума, двигаться к ней надо, хотя дорого и сложно.